История » Восстановление и расцвет Империи - династии Суй и Тан » Социально-политическая структура Танской империи

Социально-политическая структура Танской империи
Страница 2

Система государственного устройства и бюрократический аппарат складывались на основе опыта, накопленного в древности. Верховная власть концентрировалась в особе императора, сыне Неба и одновременно отце своих подданных. А он, обладая неограниченными правами, должен был управлять страной на основе традиций и законов, опираясь на разветвленный бюрократический аппарат. По традиции государь считался представителем высших небесных сил и проводником их воли. Сын в общении с Небом, он одновременно выступал в качестве заботливого отца для любимых старших сыновей — чиновников — и неразумных младших детей — остальных подданных. Так природная по характеру семейная структура распространялась на все общество.

От императора требовалось, чтобы он вступал в контакт с великими предками и заботился о народе. Ближайшими помощниками сына Неба были два советника — цзайсяны. Их должности занимали члены императорского дома или влиятельные сановники. Управление страной осуществлялось через три палаты Кабинет министров, Совет Двора, Государственную Канцелярию. Эта трех-частная система центральных органов, пройдя долгую эволюцию приняла в танское время достаточно завершенный вид. Кабинет министров ведал в основном органами исполнительной власти, а две другие палаты готовили и публиковали указы императора.

Согласно традиции государственный аппарат как средство управления по своей структуре рассматривался уподобленным продолжением личности монарха. Тем самым личностные функции сына Неба — его телесная зримость (внешний облик), речь слух, зрение и мышление — посредством государственного аппарата рассредоточивались в социальном пространстве, воплощая коммуникативную способность правителя налаживать гармоничное общение с Небом и подданными. Поэтому понятно, что функции палат составляли единый огранизм и не были узкоспециализированы, а как бы дополняли друг друга. Император должен был лишь регулировать общение трех палат (порой успешно противопоставляя их друг другу), чтобы контролировать и держать всю систему в равновесии. В этом, в частности, проявлялась государственная мудрость, обусловленная характером всей китайской культуры, — добиться успеха в деле управления можно было лишь при соблюдении гармонии между целью и средством. Процедура функционирования государственного аппарата, нацеленная на выработку целесообразной политики, проходила несколько этапов, предусматривая рассмотрение любой проблемы с «тpex сторон» (т.е. в трех палатах).

Так, например, указы правителя составлялись на основе информации, поступавшей в докладах с мест, доклады же направлялись для первичного рассмотрения в Кабинет министров, выполнявший совещательную функцию. Далее сведения, изложенные в докладах, проверялись в Совете Двора и лишь затем, после длительной дискуссии, Государственная канцелярия накладывала свою окончательную резолюцию. Если мнения Совета Двора и Государственной канцелярии расходились, в дело лично вмешивался сам император. Цикл выработки указа и его шлифовка общими усилиями замыкался на Кабинете министров, куда он уже в окончательной редакции вновь поступал для исполнения.

В свою очередь эта исполнительная функция Кабинета министров реализовывалась через шесть традиционных ведомств. Главным из них было Ведомство ритуала, который пронизывал все стороны жизни средневекового общества. Это ведомство следило за соблюдением обрядов, нравственностью подданных, их образованием, религиозными организациями. Кроме того, в его функции входили организация приема иностранных послов и посылки посольств, а также надзор над остальными пятью ведомствами.

Страницы: 1 2 3 4

«Русская правда» П. И. Пестеля и «Конституция» Н. М. Муравьева
Конституционный проект Пестеля «Русская правда» был плодом длительного и упорного труда. В данном документе намечалось 10 глав (о границах государства; о племенах Российское государство населяющих, о сословиях государства и т.д.), но написаны и окончательно отделаны лишь первые две главы и большая часть третьей. Остальные главы были тол ...

Афинские граждане и рабы
Реформы Солона не улучшили положения рабов, привезенных в Афины из других стран. Число рабов продолжало возрастать. Хотя вражда между аристократами и демосом и не исчезала после реформ, но и знатные, и незнатные граждане стремились приобретать рабов и держать их в повиновении. Поэтому и аристократы, и демос были заинтересованы в укрепле ...

Причины падения правительства А. Адашева. Опричнина и ее последствия. Становление самодержания
В 1559 г. произошла ссора царя с Адашевым и Сельвестором из-за разных точек зрений на войну за Прибалтику. В 1560 г. противники Адашева обвинили его в отравлении жены Грозного, он был послан в ссылку, где и умирает. Основная причина падения правительства Адашева заключалась в том, что оно не смогло обеспечить помещиков новыми земельным ...