Чешские земли в конце 60-х - начале 70-х годов.Страница 2
Во второй половине 60-х годов чешская буржуазия подняла знамя чешского государственного исторического права, возведя его в ранг общенациональной идеи. В ставших традиционными “посланиях и просьбах” к императору она требовала восстановить автономию и единство земель Чешской короны во главе с придворным канцлером и генеральным сеймом, провести избирательную реформу в духе национального равноправия, добиться согласия императора на коронацию Чешской короной.
Во время австро-венгерских переговоров чехи стремились оживить федералистскую концепцию, добиться ее поддержки со стороны славянских федералистов. В основу федеративной структуры были положены “исторические земли”. После провозглашения в феврале 1867 г. Австро-Венгрии младочехи перешли в крайнюю оппозицию по отношению к правительству, старочехи высказались за выход чешских депутатов из сейма.
Как антидуалистическую демонстрацию рассматривали и старочехи, и младочехи участие чешских общественных деятелей, ученых во Всероссийской этнографической выставке в мае 1867 г. Однако они не нашли полного понимания у российского правительства, ибо последнее трактовало чешский вопрос как внутреннее дело империи Габсбургов. Летом 1867 г. чехами была предпринята попытка установить контакты с Францией. В меморандуме, который вручил Ригер Наполеону III, указывалось на “стратегическое значение чешских земель“ для всей Европы, подчеркивалась роль славянских народов как противовеса угрозе пангерманизма. Но и на этот раз лидерам чешской буржуазии не удалось получить действенной помощи за границей.
Весной 1868 г. в чешских землях стремительно нарастает движение таборов, которое принимает массовый характер. Оно продолжалось до сентября 1871 г. Его сторонников объединили оппозиционные настроения, усилившиеся после заключения австро-венгерского соглашения и подогреваемые националистическими заявлениями лидеров немецкого населения чешских земель. В Чехии в движении таборов участвовало от 500 тыс. до 1 млн., в Моравии - около 450 тыс., в Силезии - 25 тыс. человек. Младочехи декларировали свою солидарность с народом, поддержали демократические требования, сформулированные в ходе этих выступлений. Между тем старочехи быстро встали на путь переговоров с правительством.
22 августа 1868 г. в день открытия чешского земского сейма, который не созывался с апреля 1867 г., от имени 81 чешского депутата была подана Декларация, в которой обосновывался их отказ от участия в работе сейма. Декларация не признавала новое дуалистическое устройство империи. Этот документ представлял собой программное заявление чешской политической элиты, в котором защищалась государственно-правовая самобытность чешских земель, указывалось, что заключение австро-венгерского соглашения означает признание политического приоритета австрийских немцев и венгров над славянами, говорилось о необходимости справедливого политического представительства в рейхсрате чешского народа, подписании договора между ним и государем. Речь шла о чешско-австрийском соглашении между “чешским королем, монархом и политическо-исторической чешской нацией”, об обеспечении равноправия чехов и немцев в чешских землях.
В этой ситуации историческое дворянство стало рассматриваться старочехами как перспективный союзник на пути конституционных преобразований монархии, в достижении федералистского соглашения с австрийским императорским домом. Младочехи же, в свою очередь, хотя и с рядом оговорок, шли в фарватере стратегической линии старочехов.
Начавшиеся переговоры с правительством вылились в подготовку трех документов: Фундаментальных статей, определявших положение Чехии в составе Австро-Венгрии, проекта закона о защите национальностей в Чехии и нового избирательного закона, определявшего порядок выборов в чешский сейм. 10 октября 1871 г. Фундаментальные статьи были приняты чешским сеймом за исключением немецких депутатов-либералов. По сути чешские парламентарии признали австро-венгерский дуализм, отказались от идеи реорганизации империи на основе триализма: Австрия - Венгрия - комплекс объединенных чешских земель. По аналогии с текстом австро-венгерского соглашения Чешское королевство предоставляло “всем королевствам и землям империи право решения общих вопросов”: иностранных и военных дел, финансов. Оговаривалось число и условия участия чешских представителей в составе австрийской делегации, избранной, правда, не рейхсратом, а сеймом. Общеавстрийскими делами являлись торговля, налоговая политика (косвенные налоги), денежная система, коммуникации, законодательство о гражданстве. Законодательная компетенция в этих сферах передавалась бы особому конгрессу делегатов - сенату, заменяющему верхнюю палату рейхсрата Цислейтании. Исполнительный орган - общеавстрийское правительство - формировался из придворных канцлеров или же земских министров, т.е. глав правительств отдельных земель.
Внутриполит. борьба за власть в 1920г. Кризисы НЭПа. Причины ликвидации
НЭПа
Политика «военного коммунизма» привела экономику страны к полному развалу. С ее помощью не удалось преодолеть разруху, порожденную четырьмя годами участия России в первой мировой войне и усугубленную тремя годами гражданской войны. Население уменьшилось на 10, 9 млн. человек. Во время военных действий особенно пострадали Донбасс, Бакинс ...
Падение империи
В самой России к 1916 году патриотические восторги были позади, и в обществе царило глухое брожение, прорывавшееся наружу в повседневных разговорах о шпионах и предательстве. Государственная администрация все больше и больше погружалась в состояние оцепенения.
Империя доживала свои последние месяцы. Крестьяне, рабочие и просто, так наз ...
Основные причины неэффективности социальной
адаптации пауперов. Пауперы
как класс английского общества
Почему политика английской монархии, проводимая на протяжении более чем ста лет, оказалась настолько неэффективной? Несомненно, это было предопределено рядом сложных экономических и социальных процессов. Однако во всех государственных актах наряду с этим указывалась ещё одна причина – нежелание «злостных» бродяг и нищих заниматься честн ...
