История » Жизнь и быт крестьян Кондопожского края в конце XIX – начале XX вв. по материалам периодики Олонецкой губернии » Образование населения

Образование населения
Страница 1

Народное образование долгое время так же оставалось исключительной прерогативой церкви, правда, его развитие было отмечено низкими темпами из-за отсутствия мотивированной потребности крестьян к получению знаний[126]. Однако, церковные школы существовали практически во всех селах Кондопожского края. Они не только приобщали учащихся к грамотности, но и значительное внимание уделяли воспитанию в детях добрых “сынов Святой церкви и Отечества" и “хороших членов общества". Эти задачи решались по нескольким направлениям:

1. Религиозно-нравственное воспитание - “живое согретое теплотою преподавания Закона Божия", а так же “благоговейное совершение в школах… молитв по положенному чину” и “обязательное посещение богослужений”;

2. Укрепление дисциплины в школах - “отношение педагогов к детям носило родственно-добрый и гуманный характер". Целям духовно-культурного и эстетического воспитания служило устройство паломничеств и общеобразовательных экскурсий, как дальних, так и ближних[127].

Помимо своей основной деятельности, церковно-приходские школы вели довольно широкую просветительскую внеклассную работу среди населения, “заботились о распространении просвещения среди взрослого населения”. Главными средствами в этой работе являлись “народные чтения” разнообразной тематики[128].

Программы обучения в церковно-приходских школах определялись в соответствии с “Правилами” 1884 г. и утверждались Святейшим Синодом. В школе обязательно проводилось обучение Закону Божьему, священной истории, церковному пению, так же преподавались церковно-славянская грамота и русский язык (чтение и правописание) [129].

Постепенно в Кондопожскую волость стали проникать земские школы. Упоминание об одной из них имеется в ОГВ за 1876 г. Автором статьи о земской школе в Сунском погосте является Сунянин, по всей видимости, это житель д. Суна, т.к. в окончании статьи указано, что “записка прислана по почте". В этой записке написано, что в Сунском погосте с 1839 г. постоянно была церковно-приходская школа. Помещалась она в церковном доме, а обучением занимались священно-церковно-служители. Тогда в ней обучалось 39 мальчиков и 7 девочек.2 марта 1876 г. вместо этой школы открыто земское училище. Дети, с успехом закончившие курс обучения в этом училище, будут получать свидетельства, а император при всеобщей повинности сократил срок службы с 6 лет до 4, а, кроме того, они могут поступать в другие учебные заведения[130].

В ОЕВ от 15 марта 1899 г. (№ 6) в официальной части были даны “руководственные указания заведующим церковными школами и учащим Олонецкой Епархии". В этом же номере были установлены общие и учебно-воспитательные правила.

1. Общие правила:

а.

Непосредственное заведывание церковными школами возлагается на приходских священников;

б.

Священники должны: - наблюдать и руководить правильной постановкой учебно-воспитательного процесса

забота о хозяйственной стороне школы и изыскания средств на школьные нужды;

забота об открытии в приходах новых школ

в.

Священники должны помогать учащему вести уроки и помогать правильно поставить дела по указаниям церковно-школьной инспекции;

г.

Обязанности учителей и учительниц: - преподавание всех предметов учебного курса кроме Закона Божия;

самое широкое и полное воздействие заведующих в деле воспитания детей в духе веры к церкви;

д.

К началу учебного года (желательно к 1-му сентября) все учителя церковных школ должны быть на своих местах;

е.

Отпуск учащих в учебное время нежелателен. Только в особых случаях с разрешения заведующих до 3 дней и до 14 дней с разрешения уездного отделения;

ж.

Телесные наказания и другие насильственные меры для поддержания классной дисциплины не должны быть допускаемы.

2. Учебно-воспитательная часть:

а.

Учебный год в сельских школах начинается не позже 8-9 сентября, а оканчиваться днем экзамена (которые проходят с 12 мая по 1 июня). В городских школах экзамены начинаются с 20 августа, заканчиваются так же в день экзамена;

б.

Предусмотрен отдых на праздники с 21 декабря по 7-8 января, перед праздником Святой Пасхи и на 6-ой неделе Великого поста;

в.

Прием детей в школу производится в течение всего сентября до 10 октября;

г.

В течение каждой недели должно быть дано не менее 29 часовых уроков и 5 получасовых. Занятия проходят приблизительно с 830/900 до 1500/1530. Однако в самые темные времена (декабрь/январь) занятия могут заканчиваться ранее. Чтобы дети окрестных деревень могли добраться домой до наступления сумерек;

Страницы: 1 2 3

Инквизиция в Италии
В Италии инквизиция первоначально обрела большую силу. Ее оплотами стали Рим, а также Флоренция. Было и там немало ревностных преследователей еретиков, но в Италии суть конфликта не сводилось к борьбе за твердость католической веры, так как он там осложнялся политическим противоборством между двумя партиями — гибеллинами и гвельфами. В ...

События 14 декабря 1825 г.
Восстание началось совсем не так как предполагали декабристы. Рано утром 14 декабря 1825 г. наиболее активные члены Северного общества начали агитацию в войсках Петербурга. Они намеревались вывести их на Сенатскую площадь и тем самым воздействовать на сенаторов. Однако дело продвигалось довольно медленно. Лишь к одиннадцати часам утра у ...

Деятельность партии «Народная воля»
Идеи Ткачева о захвате политической власти революционерами и об использовании государства для осуществления социалистических преобразований, не пользовавшиеся популярностью среди исповедовавших аполитизм народников 1870-х годов, фактически нашли свое воплощение в деятельности «Народной воли», хотя сами народовольцы отрицали непосредстве ...