История » Жизнь и быт крестьян Кондопожского края в конце XIX – начале XX вв. по материалам периодики Олонецкой губернии » Промышленность Кондопожского края

Промышленность Кондопожского края
Страница 2

Но мрамор использовался не только в России - нередко вывозился за границу.

Кроме главных мраморных поставок по заказам частных лиц и на вольную продажу, из мраморных и цветных камней делались на заводе различные вещи: камины, вазы, чаши, шашечные и столовые доски, подсвечники, солонки, лампадки и т.д. Но автор заметки, укрывшийся за инициалами "Н.Ш. ", писал, что “сейчас эти вещи производят очень грубо, раньше же, особенно в 40-е гг. XIX в. исполнение работ были на высшем уровне - тогда производились мраморные изделия по самым сложным и изящным узорам”[108].

Проблема промышленного освоения Европейского Севера на рубеже XIX - XX вв. уже привлекала к себе внимание отечественных историков, что нашло отражение в нескольких работах написанных в основном в 1960-1980х гг. Однако на содержание этих работ влияли идеологические установки, характерные для советской историографии. Так, П.М. Трофимов, автор наиболее крупной и обстоятельной работы о дореволюционной экономике края (Трофимов П.М. "Очерки экономического развития Европейского Севера России" М., 1961 г), берет в качестве географического объекта для рассмотрения лишь Архангельскую и Вологодскую губернии, а при обработке материалов официальной статистики не разделяет крупную фабрично-заводскую и мелкую кустарную промышленность. [109]

Структура формирующегося промышленного потенциала Европейского Севера имела существенные особенности, во многом определявшиеся окраинным положением региона, его малой заселенностью, суровыми природными условиями, требовавшими дополнительных затрат капитала и организацию производства по сравнению с центром страны, слабостью транспортных коммуникаций.

Регион обладал относительно удобной связью с Западной Европой через Белое и Баренцево моря, хотя связь с центром страны практически отсутствовала. Важнейшие реки региона (Печора, Онега, Мезень, Северная Двина и др.) имеют северное направление и впадают в Белое и Баренцево моря. Наличие Онежско-Ладожского пути и постройка в 1810 г. Мариинской системы лишь частично ослабили остроту транспортной проблемы[110].

Железнодорожное строительство на Севере Европы по существу началось только на рубеже XIX/XX веков и до Первой Мировой войны охватывала в основном южную часть региона. Проложенная в 1871-1872 гг. узкоколейная ветка Ярославль-Вологда долгое время оставалась единственной железнодорожной артерией обширного северного края. В 1897 г. она была продлена до Архангельска, но из-за узкой колеи экономическое значение линии Ярославль-Вологда-Архангельск было ограниченным. В 1916 г. завершилось строительство Мурманской железной дороги (Петербург-Петрозаводск-Романов-на-Мурмане) [111].

Развившийся в начале XX в. Мировой и общероссийский кризис оказал воздействие на состояние промышленности Карелии. Весьма болезненно отреагировал на изменение рыночной конъюнктуры лесной комплекс края. По данным олонецкого губернатора Протасьева Н.В. заработок крестьян от лесозаготовок в 1902 г. уменьшился на 24% по сравнению с 1901 г. и на 32% по сравнению с 1900 г[112].

Но в наибольшей степени от кризиса пострадала металлургическая и металлообрабатывающая промышленность. Заводы Карелии данной специализации не выдержали конкуренции с крупными заводами Урала и Юга России. В 1901 г. владельцами были закрыты Святнаволоцкий и Сеговецкий заводы, в 1903 г. - Тулмозерский завод, в 1905 г. - Кончезерский и Суоярвский заводы[113].

В сельском хозяйстве так же были сложности: начиная с 1902 г. последовала серия неурожайных лет.

Т.о. экономический кризис вылился в то, что из-за сокращения производства на металлургических заводах и в лесной промышленности, сократилась заработная плата и повысилась безработица. Из-за неурожайных лет, сокращения зарплаты и безработицы люди и в деревнях, и в городах были обречены на полуголодное существование, а некоторые на смерть[114].

Ключевым звеном экономической программы правительства стала новая аграрная реформа, предложенная Столыпиным. Благодаря этой реформе в деревне наметилось оживление, что совпало с бурным промышленным подъемом, начавшимся в 1910 г. Это проявлялось в новых военных заказах и спросах на некоторую технику (н-р: пиломатериалы) на внутреннем и внешнем рынке, следствием чего явилось увеличение и расширение лесопильного производства. С ростом производства лесопиления наметился и рост лесозаготовок. Но не смотря на некоторый подъем промышленности, существенную роль в экономике края продолжало играть мелкое промышленное хозяйство и кустарные промыслы, что сосредотачивалось в основном в сельской местности[115].

Страницы: 1 2 

Особенности послевоенного государственного управления
Победный 1945 г. открыл новую страницу в истории государственного управления. Оно постепенно и планово перестроено в соответствии с мирной, созидательной послевоенной концепцией победившего государства, что проявилось в демилитаризации, децентрализации и частичной демократизации, упразднении чрезвычайных органов и методов неконституцион ...

Операция “Кольцо”.
Таким образом, к концу декабря 1942 года внешний фронт отодвинулся от окруженной под Сталинградом группировки на 200-250 километров, проходя по линии Новая Калитва – Милиллерово – Морозовск – Зимовники. Кольцо советских войск, непосредственно охватывающее противника, образовывало внутренний фронт. Территория, которую занимал противник, ...

Правление Бориса Годунова
После смерти Федора, Бориса Годунова избрал на трон Земский собор. Впервые на Руси появился царь, получивший престол не по наследству. Борис Годунов был талантливым политическим деятелем. Он не стал прибегать к широкому террору, а расправлялся лишь с реальными врагами, и он хотел вывести страну из запустения, закрепостив крестьян. Рост ...