Изучение исторических источников на основе применения количественных методов и новых информационных технологийСтраница 1
Ограниченные возможности анализа источника традиционными методами внешней и внутренней критики проявились в конце XIX – начале XX вв. в связи с кризисом позитивистской парадигмы, ориентированной на иллюстративность в подаче исторических фактов. Для более глубокого изучения источников потребовались новые аналитические методы, которые были заимствованы историками из других гуманитарных наук, в первую очередь из социологии.
Другой причиной обращения к новым методам было смещение интереса историков от описания индивидуальных явлений (идеографического подхода) к исследованию типичных явлений в истории (генерализирующему подходу). Это смещение было связано с проникновением в исторические исследования во второй половине XIX – начале XX вв. идей философских и политических направлений, которые были ориентированы на изучение деятельности макросоциальных групп (например, марксизм с интересом к классам и классовой борьбе). Уже в начале ХХ в. историки активно начали использовать методы дескриптивной (описательной) статистики при обработке исторических источников.
Новый этап активного использования количественных (математических) методов начался в конце 1950-х – начале 1960-х гг. Количественные методы, по мнению И.Д. Ковальченко, представляют собой "обычный анализ явлений и процессов на основе системы количественных показателей", а математические – "это построение на основе системы численных данных формально-количественных, математических моделей этих процессов и явлений". Основной причиной, вызвавшей интерес историков к использованию количественных методов, было широкое введение в исследования массовых исторических источников, которые можно было эффективно обрабатывать только с помощью данных методов.
Массовыми, по мнению И.Д. Ковальченко, можно назвать "источники, характеризующие такие объекты действительности, которые образуют определенные общественные системы с соответствующими структурами". Наиболее распространенными видами массовых источников И.Д. Ковальченко считал: статистические материалы (переписи и обследования), материалы делопроизводства и личного учета, систематизированные справочные материалы, т. е. источники, которые позволяли изучать массовые процессы и явления, и в которых информация содержалась в агрегированной (обобщенной) форме. Б.Г. Литвак выделил иные признаки массовых источников (большое количество сохранившихся источников определенного вида, единый формуляр и др.), которые присущи преимущественно материалам делопроизводства.
Второй причиной активизации интереса к количественным методам было стремление исследователей повысить информативную отдачу источников. По мнению И.Д. Ковальченко, рассмотревшего источник в свете теории информации, извлекать данные из источника можно бесконечно. Это вызвано тем, что в источнике наряду с открытыми (явными) сведениями присутствует скрытая (структурная) информация (взаимосвязи между показателями, группировка исторических объектов и др.), которую можно извлечь только с помощью количественных методов. Преимуществом скрытой информации является ее большая объективность, так как она формируется независимо от позиции автора источника.
Рабочие группы
В организационном отношении первоначальное воздействие на рабочих лежало на обязанности местных групп, которые должны были иметь «рабочие подгруппы». Московская организация, кроме городской группы численностью человек в 11 человек, давшей центру несколько членов и агентов и занимавшейся пропагандой в разных слоях интеллигенции, имела дл ...
Сражение греков с троянцами
Вновь начались бои у стен Трои. Идя в бой, греки строились в отряды по племенам иродам. Простые воины сражались пешими, в рубашках из холста — грубой льняной ткани; вооружены они были копьями и камнями. Вожди выезжали в бой на колесницах, запряженных конями. Кроме копий, у них были бронзовые мечи и доспехи, защищавшие тело вождя.
Лучши ...
АлександР III как
государственный деятель
Великий князь Александр Александрович был вторым сыном императора Александра II и потому с детства готовился не к управлению страной, а к военной карьере. Наследником престола он стал в 1865 г. после неожиданной смерти старшего брата великого князя Николая Александровича. Только с этого времени он стал получать фундаментальное образован ...