История » М.Н. Тихомиров (1893-1965) – выдающийся историк-архивист; его труды в области архивоведения в России в 30-60-е годы XX в. » Сферы деятельности

Сферы деятельности
Страница 1

Для всех сфер творчества Тихомирова-исследователя, профессора, организатора науки характерна особая просветительская направленность. Это обусловлено, видимо, не только демократическими традициями русской науки, литературы и искусства, близкими душе его, но и опытом близкой служебной деятельности: в музее, библиотеке, средней школе. Тихомиров всегда имел в виду интересы и возможности восприятия широкой аудитории, её возрастающую потребность узнать о первоисточниках знаний и о приёмах выявления такой информации.

Возможно, именно потому Тихомиров в своих трудах старался отвечать не только на вопросы "где, когда, что произошло? Кто в этом участвовал?", но и каким путём это узнано, насколько можно доверять привлечённым им данным, и соответственно направить мысль воспринимающих его слово, подтолкнуть их к самостоятельным дальнейшим изысканиям и связать с ранее известным.

Тихомиров-учёный не находился в полной зависимости от архивных и печатных материалов, не был учёным кабинетного склада или склонным к построениям концепционных конструкций ради красоты архитектуры самой концепции. Тихомиров испытывал потребность визуально ознакомиться с "историческими местностями" в современной жизни, место его в современных эстетических и этических представлениях. Потому-то, наконец, он предъявлял и к самому себе, и к другим требование писать понятно, а не для "немногих": его книги отличают доступность изложения, чёткость построения и формулировки постановки вопроса задачи исследования. Одним из первых он стал выступать со статьями по истории допетровской Руси в массовых изданиях - газетах, литературно-художественных журналах.

Книги 1940-х годов утвердили место Тихомирова как "лучшего источниковеда из всех советских историков". Это положение было затем закреплено его дальнейшими трудами, особенно по изучению русских летописей, законодательных памятников, старопечатных книг. Такое признание заслуг Тихомирова, значения проблематики и методики его трудов, занимаемое им положение в мире науки и культуры во многом способствовали утверждению новых представлений о месте самого источниковедения в системе исторических знаний и при подготовке историков в высшей школе.

К "культуре источниковедения" Тихомиров умело и увлечённо стремился приобщить студентов своих семинаров ещё на первом курсе, где несколько месяцев на исторических факультетах МГУ и МИФЛИ комментировали Русскую правду, а затем готовились доклады в источниковедческом ключе, с упором на изучение именно основных источников темы, а не исторической литературы. Ещё заметнее это в написанных под его научным руководством дипломных сочинениях и особенно диссертациях. Некоторые из них стимулировали затем и публикацию исторических источников. О задачах преподавания студентам и руководства аспирантами учёный считал необходимым сказать в печати. Об этом немало уже написано и его учениками, прошедшими "школу Тихомирова".

Тихомиров упорно старался внедрить в сознание представление о том, что изучение источников является основой исторического исследования и вообще исторических знаний, и соответственно, источниковедение должно стать обязательно необходимой учебной дисциплиной при подготовке историка, и особенно историка-архивиста, имеющего дело непосредственно с документальными памятниками, первоисточниками исторической информации.

Страницы: 1 2

«Шоковая терапия» и кризис двоевластия (1991 -1993 гг.). Новый политический режим. Кризис «олигархического капитализма» 1989 – 1999г. г. «Шоковая терапия»
Первый президент России – Борис Ельцин был малообразованным, в театры ходил по протоколу, а не по собственному желанию. Власть ему досталась легко. Он приготовился к тяжёлой борьбе с Горбачевым, но тот уничтожил себя сам. Получив легко власть, Ельцин не знал, что с ней делать. Ельцин критиковал Горбачёва. Гайдар. Своей манерой причмокив ...

Предмет и его методологические основы
Отечественная история является составной частью всемирной истории и изучает прошлое России. История как наука появилась с формированием определенных принципов и методов, позволивших привести знания о прошлом в определенную систему. Со времен Геродота (V век до н.э.), считающегося «отцом истории», сложились основные исторические методы и ...

Похороны Патрокла
В бою погиб друг Ахилла Патрокл. Греки сложили бревна для огромного костра, сверху положили тело убитого. Затем зарезали и бросили в костер много быков, овец, лошадей, собак. Ахилл сам зарезал 12 пленных юношей троянцев. Автор поэмы осудил этот кровавый поступок, сказав, что Ахилл «совершил нехорошее дело». Подожгли костер, когда он дог ...