Эпоха Петра Великого » Церковная реформа.

Церковная реформа.
Страница 2

В результате церковной реформы церковь потеряла огромную часть своего влияния и превратилась в часть государственного аппарата, строго контролируемую и управляемую светской властью.

Для установления жесткого контроля над управлением Петр в 1711 г. создает систему фискалов, которые подчинялись обер-фискалу. В обязанности им вменялось доносить Сенату и царю обо всех злоупотреблениях и неблаговидных поступках должностных лиц. Фискалы были практически безнаказанны, но если их донос подтверждался, фискал получал половину имущества виновного. Институт фискалов создал условия для расцвета коррупции и дал широкие возможности для сведения счетов.

Однако на этом Петр не остановился - в 1722 г. вводится должность генерал-прокурора для руководства фискалами. Гланая его роль заключалась в надзоре за Сенатом, теперь только он мог предлагать Сенату вопросы для обсуждения. Таким образом, роль Сената как органа государственной власти была резко снижена.

Но новый централизованный аппарат власти с учреждением Сената еще только начинал создаваться, и образцом для дальнейшей реформы государственного управления Петр избрал шведское государственное устройство. Рассматривая эту реформу, как и многие другие преобразования Петра, нельзя не коснуться вопроса о степени заимствования им западноевропейского опыта.

Шведская государственная система была построена на принципах камерализма - учения о бюрократическом управлении, получившего распространение в Европе в XVI-XVII вв. Камерализм содержал ряд черт, весьма привлекательных для Петра:

1) Это функциональный принцип управления, который предусматривал создание учреждений, специализировавшихся в какой-либо сфере;

2) Это устройство учреждения на началах коллегиальности, четкой регламентации обязанностей чиновников, специализации канцелярского труда, установления единообразия штатов и жалованья.

В 1712 г. у Петра появляется идея создать по шведскому образцу коллегии. Первая заметка царя о количестве коллегий относится к 23 марта 1715 г. - только шесть коллегий без расшифровки их обязанностей: Юстиции, Иностранных дел, Адмиралтейская, Воинская, Камер- и Коммерц-коллегии. Реформа началась в конце 1717 - начале 1718 гг., когда Петр составил своеобразную программу предстоящих преобразований: он определил число и компетенции коллегий, а также укомплектовал их руководящим составом. Указом от 15 декабря 1717 г. назначаются президенты и вице-президенты коллегий (см. таблицу 1 в приложении).

Документ от 12 декабря 1718 года: "Реестр коллегиям. О должности, что в которой управляти надлежит .

1. Чужестранных дел (что ныне Посольский приказ). Всякия иностранныя и посольския дела и пересылка со всеми окрестными государствы и приезды послов и посланников, и приезды курьеров и иных иноземцев.

2. Камор (или казенных сборов). Всякое расположение и ведение доходов денежных всего государства.

3. Юстиция (то есть расправа гражданских дел). Судныя и розыскныя дела, в той же коллегии в ведении и Поместный приказ.

4. Ревизион. Счет всех государственных приходов и расходов.

5. Воинской. Армия и гарнизоны и все воинские дела, которые были ведомы в Военном приказе и которые прилучаются во всем государстве.

6. Адмиралтейской. Флот со всеми морскими воинскими служители, к тому принадлежащими морскими делами и управлении.

Страницы: 1 2 3 4

Правление Александра 1. Реформы начала царствования Александра 1. Деятельность М. М. Сперанского
К началу 19в. Российская империя была крупнейшей по территории державой мира. Быстро росло население России. Россия была многонациональной страной. Ее основу составляли русские, на западе и юге проживали украинцы и белорусы, в Прибалтике- латыши, литовцы и эстонцы. На севере карелы, мордва и т. д. Народы России исповедали все мировые ре ...

Церковь и государство в XVII в.
Превращение церкви из орудия господства феодалов в орудие господства дворянского государства получило свое завершение в XVII в., когда после смуты дворянство окончательно захватило руководящее положение в Московском государстве и преобразовало его сообразно со своими интересами. Эта перемена коснулась и церкви. Нет ничего более ошибочно ...

Наказания
Теоретически, в задачу инквизиции не входило наложение наказаний. Ее миссия заключалась в спасении душ заблудших и наставлении их на путь истинный. Таким образом, наказания, которые все же накладывались на обвиняемых, вступивших на путь спасения, рассматривались как духовное лекарство - епитимья для очищения и искупления грехов. Инквиз ...