Российское законодательство в еврейском вопросе в
конце xix - начале xx вв.. Установление
черты оседлостиСтраница 1
Еврейский вопрос относился к числу наиболее острых среди широкого круга вопросов, связанных с национальной политикой имперской России. Отношения царствующих особ к евреям еще до периода разделов Польского государства было неоднозначным: оно периодически менялось то в лучшую, то в худшую сторону. Немногочисленных евреев часто изгоняли из страны, не желая иметь "от врагов христовых интересной прибыли". В основе такой недоброжелательности были не экономические, а религиозные причины, суть которых состояла в защите и охране православия от присутствия нехристиан-иудеев. Еврейский вопрос стал ощутимей в политике Российского государства со второй половины XVIII в., когда в состав Российской империи после трех разделов Польши вошли польско-белорусские и польско-украинские земли с еврейским населением, общая численность которого составляла не менее 600 тысяч человек.
Некоторые историки отмечают, что "именно со времен Екатерины II ведут свое начало все ненормальности, ошибки и противоречия в нашем законодательстве о евреях"[6]. Это было связано с установлением черты еврейской оседлости, остававшейся на протяжении 126 лет ключевым моментом в российском законодательстве и русской истории евреев.
После первого раздела Польши Екатерина II столкнулась с рядом проблем, связанных с включением в общую правовую и административную систему новых русских подданных. Сначала евреям были предоставлены одинаковые права со всеми прочими русскими подданными. Но постепенно иудейское население было ограничено в правах. Указ Екатерины II от 23 декабря 1791 г. положил начало установлению черты оседлости. Она закрыла евреям доступ во внутренние губернии и ограничила их в праве свободного передвижения за пределы западных губерний[7].
Законодательство сильно регламентировало жизнь еврейского населения. Духовные дела евреев ограничивались статьями Устава иностранных исповеданий.
В эпоху правления Павла I (1796-1801) в целом не последовало особых репрессивных мер в отношении евреев. Только с 1800 г. евреев стали ссылать за долги и бродяжничество в Сибирь[8].
Политика Александра I (1801-1825) в начале его царствования имела либеральное направление в решении еврейского вопроса. С 1802 по 1823 гг. Работали три Еврейских комитета по вопросам, с "гражданским устройством" евреев. В 1802 г. был создан "Комитет по благоустройству евреев" (А. Чарторыйский, В. Кочубей, М. Сперанский и др.), который приступил к еврейской реформе из-за необходимости "спасения крестьян от вреда, приносящего им евреями"[9].
Именно эта "близорукая тенденция" затем легла в основу Высочайше утвержденного положения "Об устройстве евреев" 9 декабря 1804 г. В соответствии со статьей 34 этого Положения, в течение трех лет из сел и деревень должно было быть выселено все еврейское население, которому при этом еще и запрещалось содержать шинки и брать аренды[10].
В этом Положении правительством предусматривались также меры, направленные на улучшение быта просвещение еврейского населения. Детей евреев приобщали к российской жизни через систему образования. Они имели право поступать во все российские учебные заведения наравне с другими.
После 1815 г. отношение Александра I к евреям изменилось. Появились жесткие меры религиозного характера, их стали привлекать к христианству. Предпринятые шаги явились началом ограничительных мер, которые не замедлили перейти на экономическую почву.
Общественно-политические условия развития образования в еврейских общинах Гомеля, Бреста, Слуцка, Витебска, Вильно, Новогрудка в XI–XX веках
В XIX в. еврейская община России была самой большой в мире. На 1897 г. в городах и городках проживало:
–
в Гродненской губернии в 25 городах с общим количеством населения 254 591 человек - 148 470 евреев (58,5 процента);
–
в 66 городках с населением 156 033 человек - 91 253 евреев (58,5 процента).
–
в
Минской губернии в 11 городах ...
Газета “Олонецкие губернские ведомости”
В 1838-1917 гг. в Петрозаводске выходила газета “Олонецкие губернские ведомости" (далее ОГВ). В ней публиковались материалы о самых разных сторонах жизни городов и сел обширной Олонецкой губернии, в том числе и о селениях, находящихся сейчас на территории Кондопожского края. То, как в этой газете была освещена жизнь Кондопожских зе ...
Клятва афинских юношей при вступлении на военную службу
Я не опозорю это священное оружие и никогда не покину своего товарища в битве, где бы я ни стоял. Я буду сражаться за мой очаг и оставлю после себя отечество не ослабевшим, но и более могущественным и сильным. И сам вместе со всеми я буду подчинятся законам, как ныне действующим, так и тем, которые будут действовать в будущем. Да будут ...
