История » Еврейский вопрос в России в конце XIX – начале XX вв. - позиция общества и власти » Российское законодательство в еврейском вопросе в конце xix - начале xx вв.. Установление черты оседлости

Российское законодательство в еврейском вопросе в конце xix - начале xx вв.. Установление черты оседлости
Страница 1

Еврейский вопрос относился к числу наиболее острых среди широкого круга вопросов, связанных с национальной политикой имперской России. Отношения царствующих особ к евреям еще до периода разделов Польского государства было неоднозначным: оно периодически менялось то в лучшую, то в худшую сторону. Немногочисленных евреев часто изгоняли из страны, не желая иметь "от врагов христовых интересной прибыли". В основе такой недоброжелательности были не экономические, а религиозные причины, суть которых состояла в защите и охране православия от присутствия нехристиан-иудеев. Еврейский вопрос стал ощутимей в политике Российского государства со второй половины XVIII в., когда в состав Российской империи после трех разделов Польши вошли польско-белорусские и польско-украинские земли с еврейским населением, общая численность которого составляла не менее 600 тысяч человек.

Некоторые историки отмечают, что "именно со времен Екатерины II ведут свое начало все ненормальности, ошибки и противоречия в нашем законодательстве о евреях"[6]. Это было связано с установлением черты еврейской оседлости, остававшейся на протяжении 126 лет ключевым моментом в российском законодательстве и русской истории евреев.

После первого раздела Польши Екатерина II столкнулась с рядом проблем, связанных с включением в общую правовую и административную систему новых русских подданных. Сначала евреям были предоставлены одинаковые права со всеми прочими русскими подданными. Но постепенно иудейское население было ограничено в правах. Указ Екатерины II от 23 декабря 1791 г. положил начало установлению черты оседлости. Она закрыла евреям доступ во внутренние губернии и ограничила их в праве свободного передвижения за пределы западных губерний[7].

Законодательство сильно регламентировало жизнь еврейского населения. Духовные дела евреев ограничивались статьями Устава иностранных исповеданий.

В эпоху правления Павла I (1796-1801) в целом не последовало особых репрессивных мер в отношении евреев. Только с 1800 г. евреев стали ссылать за долги и бродяжничество в Сибирь[8].

Политика Александра I (1801-1825) в начале его царствования имела либеральное направление в решении еврейского вопроса. С 1802 по 1823 гг. Работали три Еврейских комитета по вопросам, с "гражданским устройством" евреев. В 1802 г. был создан "Комитет по благоустройству евреев" (А. Чарторыйский, В. Кочубей, М. Сперанский и др.), который приступил к еврейской реформе из-за необходимости "спасения крестьян от вреда, приносящего им евреями"[9].

Именно эта "близорукая тенденция" затем легла в основу Высочайше утвержденного положения "Об устройстве евреев" 9 декабря 1804 г. В соответствии со статьей 34 этого Положения, в течение трех лет из сел и деревень должно было быть выселено все еврейское население, которому при этом еще и запрещалось содержать шинки и брать аренды[10].

В этом Положении правительством предусматривались также меры, направленные на улучшение быта просвещение еврейского населения. Детей евреев приобщали к российской жизни через систему образования. Они имели право поступать во все российские учебные заведения наравне с другими.

После 1815 г. отношение Александра I к евреям изменилось. Появились жесткие меры религиозного характера, их стали привлекать к христианству. Предпринятые шаги явились началом ограничительных мер, которые не замедлили перейти на экономическую почву.

Страницы: 1 2

Изучение судебной реформы Петра I в XIX – начале XXI в.
Осуществленные в России в первой четверти XVIII века судебные преобразования начали привлекать внимание ученых авторов еще в середине века XIX-го. Именно тогда к углубленному изучению названных преобразований обратились правоведы К.Д. Кавелин, К.Е. Троцина и Ф.М. Дмитриев. Опираясь почти исключительно на материалы «Полного собрания зако ...

Древнеосетинская письменность
До недавнего времени считалось, что у предков осетин не было своей письменности, что первый алфавит для осетин был составлен академиком Щегреном в середине XIX века на основе кириллицы. Изучая историю предков осетин, я усомнился в том, что такой древний народ мог не иметь письменности. Совершенно случайно мне попалась в руки книга Г.Ф. ...

Инквизиционный судебный процесс: его формы и стадии
В качестве судьи инквизитор охранял веру и карал оскорбления, нанесенные Богу ересью. Таким образом, преступления, которые подлежали инквизиторскому преследованию, были чисто духовными. Поэтому инквизитор рассматривался как духовник, который призван бороться за спасение душ «заблудших» от вечной погибели. Он стремился выполнить свою мис ...