История » Еврейский вопрос в России в конце XIX – начале XX вв. - позиция общества и власти » Российское законодательство в еврейском вопросе в конце xix - начале xx вв.. Установление черты оседлости

Российское законодательство в еврейском вопросе в конце xix - начале xx вв.. Установление черты оседлости
Страница 2

В 30-летний период царствования Николая I (1825-1855) наблюдались интенсивность и расцвет законотворчества в отношении евреев. Было введено в действие около 600 законодательных положений[11].

Николай I продолжал политику своего предшественника по отношению к евреям, направленную на их вовлечение в российскую жизнь с целью разрушения традиционных внутриобщинных связей.

"Устав о рекрутской повинности и военной службе", подписанный императором 26 августа 1827 г., явился самым жестоким актом правительства по отношению к евреям. Произошла отмена денежного налога как средства отбывания рекрутской повинности.

Евреи должны были отбывать службу с 12 до 25 лет, причем действительная служба начиналась с 18 лет. Малолетние евреи (с 12 до 18 лет) обращались в так называемые "кантоны" - батальоны для приготовления к военной службе. Рекрутов-евреев отправляли на самые дальние окраины Российской империи с целью отвратить их от традиционного религиозно-бытового уклада и приобщить к жизни в русской среде[12].

Перелом в государственной политике по отношению к евреям произошел в правление Александра II (1855-1881), в эпоху великих времен. В 1856 г. Александр II повелел пересмотреть все существующие о евреях постановления вновь созданному Еврейскому комитету. Именным Указом от 26 августа 1856 г. император облегчил суровые рекрутские повинности евреев: был отменен прием малолетних детей в рекруты и приказано "рекрутов с евреев взимать наравне с другими состояниями на одинаковых с ними основаниях"[13].

Ранее, согласно российскому законодательству, евреи могли покидать черту оседлости временно, с определенными целями и обязательно с разрешения полиции и административной власти.

И только в правление Александра II некоторым категориям евреев впервые было даровано право повсеместного жительства в Российской империи.

Постепенно такое право в течение двадцати лет получили: в 1859 г. - купцы I гильдии; в 1861 г. - евреи, обладающие учеными званиями (доктора, магистры и кандидаты), а также служащие при еврейских учебных заведениях; в 1865 г. - широкий круг ремесленников: евреи-механики, винокуры, пивовары; в 1867 г. - отставные солдаты из евреев; в 1879 г. - евреи, окончившие курс в высших учебных заведениях, аптекарские помощники, дантисты, фельдшеры, повивальные бабки, изучающие фармацию, фельдшерское и повивальное искусство[14].

В 1876 г. евреям в черте общей их оседлости, равно как и везде, "где дозволено им постоянное пребывание", разрешено было не только переселяться с одного места на другое на общих правилах, но и "приобретать недвижимую собственность всякого рода, кроме имений населенных, владение которыми евреям воспрещается".

По мнению Н.А. Ореховой, одна из важных причин либерализма законодательной политики Александра II в отношении евреев заключалась "в осознании правящими кругами необходимости содействовать развитию российской промышленности, как и людскими ресурсами, так и капиталами"[15].

Страницы: 1 2 

Россия в XIX веке: поиски путей развития. Особенности развития России в первой половине XIX в. в условиях кризиса феодального строя
Преобразования XVIII в. позволили достичь значительных успехов во внутреннем развитии России и во внешней политике, но одновременно с этим они породили серьезные проблемы и противоречия, которые привели к кризису феодального строя. Главным из них было противоречие между развивающимися товарно-денежными отношениями и феодальной экономико ...

Отношение центральной власти Турецкой республики к курдскому национально-освободительному движению. Курдский вопрос в Турции в период (1980 – 1989)
После государственного переворота в 1980 г., усилились репрессии турецких властей, которые нанесли значительный удар по курдскому движению. На протяжении рассматриваемого периода жандармерия и полиция действовала в Курдистане фактически в качестве оккупационной армии. В акциях подавления участвовали воинские части и силы безопасности, а ...

Протопоп Аввакум
Протопоп Аввакум является одним из основателей старообрядчества, писатель, сын сельского священника. В 1646-47 года входил в «кружок ревнителей благочестия», и стал известен царю Алексею Михайловичу. В 1652 году был протопопом в городе Юрьевце Повольском, затем священником Казанского собора в Москве. За резкое выступление против церковн ...