История » Влияние советской идеологии на жанрово-тематическое своеобразие детской периодики 1951-1958 годов » Описание системы жанров и тематики публикаций в журнале "Пионер" 1951-1953 и 1956-1958 годов

Описание системы жанров и тематики публикаций в журнале "Пионер" 1951-1953 и 1956-1958 годов
Страница 2

В журнале публиковались также рассказы о повседневной жизни школьников: "Школа на Имарге" - о жизни школьников в отдалённом северном уголке страны. (С. Малых, рисунки Е. Васильева). "Андрейкин проступок" (П. Савельев) - история о мальчике, не выполнившем важное поручение, но зато предупредившем об опасности, грозящей колхозу (№8 1951 год).

Изредка публиковались переводы зарубежных поэтов и писателей, "проверенных" коммунистов - Пабло Неруда, Джанни Родари, Цветан Ангелов и др. Кстати, именно в журнале "Пионер" впервые появился роман-сказка Джанни Родари "Чиполлино".

Важное место на страницах журнала занимают стихотворения. Большая часть их посвящена Родине, пионерам, их жизни в стране и отчасти жизни за рубежом. Публикуются поэты - представители всех республик Советского Союза. Например, "Счастливые дети" Кудрата Хикмата, Узбекистан (№ 9, 1951), "Суворовец" И. Кульской, Украина (№2, 1951), "Маленькие колхозники" Петер Силс, Латвия (№ 5, 1953) и др.

Стихотворения в подавляющем большинстве носят оптимистический характер, написаны доступным и простым языком. Вот, например, стихотворение "Первое мая" Галины Браиловской (№ 4, 1951):

Небо сверкает

Густой синевой,

Песня о мире,

Летит над Москвой.

Песня летит

Над стенами Кремля,

Вторит ей вся

Трудовая земля!

Как видно из публикаций журнала, большинство рассказов и статей носят идеологический характер, и даже материалам познавательного характера стараются придать идеологический смысл.

Тесно связанными с идеологией, но не зависящими от политической обстановки, носящими воспитательный характер, можно назвать стихотворения "Всегда готовы", рассказ "Андрейкин проступок" и сценка "Занятой человек". Кстати, некоторые из подобных произведений не утратили актуальности и в наше время.

В 1953 году у "Пионера на треть увеличился объём (93 страницы), в связи с чем появился новый жанр - очерк. В каждом номере публиковалось сразу несколько различных очерков, посвящённых разным событиям. Например, "Свет в Нижарове" Елены Рубцовой (№ 1, 1953) - про электростанцию в далеком поселке, открытию которой помогали местные пионеры. "Будущие офицеры" Ивана Бородулина (№ 2, 1953) - описание жизни юных суворовцев.

Иногда очерки были посвящены отдельным профессиям и сферам жизни. Например, очерк "Там, где делаются книги" А. Дорохова (№ 5, 1953).

В журналах за 1953 год печатается больше статей, заметок и рассказов, посвящённых спорту. "Спортсмены Цессиской школы" Д. Аверина о лыжниках (№ 12, 1953), "Чемпионы лагеря" Л. Крауклите (№ 6, 1953).

Несколько иной облик приобретают номера журнала "Пионер", вышедшие в 1956, 1958 годах. В журналах этого периода уже отсутствуют откровенно агитационные материалы, посвящённые Сталину. Больше всего публикаций, носящих либо познавательный характер, либо повествующих о жизни сверстников.

По-прежнему много места на страницах журнала занимают рассказы и повести, в которых чаще всего действующими лицами оказываются сверстники читателей, обыкновенные пионеры. Например, "Что случилось с Николенко?" Н. Богданова (№ 1, 1956), "На подоконнике" Р. Рома (№ 7, 1956), "Гауптвахта" А. Мошковского (№ 12, 1956).

Страницы: 1 2 3 4 5

Категории населения.
Кроме фео­далов, в Киевской Руси существовали свобод­ные крестьяне - общинники, свободное го­родское население, феодально-зависимое население, рабы. ...

Хозяйство знатных людей
Гомер называет знатных людей «многонадельными» — они получают большие наделы лучшей земли вблизи от ручьев или речек. Знатные люди тогда еще сами работали в своих хозяйствах. Одиссей, например, пахал и столярничал. Для обработки своих обширных полей знатные люди стали нанимать поденщиков, а за работу давали им пищу и простую одежду. Вл ...

Искусство
В XVIII веке в России начинает формироваться так называемая «новая» русская культура. Непременным условием ее утверждения были завершение процесса «обмирщения» в искусстве, признание вымысла одним из ведущих структурообразующих факторов художественного произведения и создание новой жанровой системы.S Русская литература XVIII столетия с ...