История » Анализ эволюции политико-религиозных отношений в Турции » Республиканская [западноевропейская] парадигма развития политико-религиозных отношений (1920 – 2001 гг.). Эпоха кемалистского лаицизма (1920-1938 гг.)

Республиканская [западноевропейская] парадигма развития политико-религиозных отношений (1920 – 2001 гг.). Эпоха кемалистского лаицизма (1920-1938 гг.)
Страница 2

(5) Разобщённость по этническому признаку [курды, арабы, юрюки et cetera]

(6) Разобщённость по внутримусульманскому признаку [Суннизм-шиизм]

(7) Недоверие к гяурам [немусульманскому населению]

Всё это вылилось в ряд протестных выступлений даже ещё при жизни Ататюрка, в 20-30-х гг. XX в. В подавлении этих волнений принимала участие армия, ставшая с этого времени главным гарантом кемалистского лаицизма. Несмотря на противостояние со стороны государства и армии, почва для сохранения влияния "исламского фактора" сохранялась. Ислам всё же остался "важнейшей константой общественной и политической жизни".

Тем не менее Ататюрку удалось сделать Турцию "пионером этатизма [мировоззрение и идеология, абсолютизирующие роль государства в обществе и пропагандирующая максимальное подчинение интересов личностей и групп интересам государства, которое предполагается стоящим над обществом; политика активного вмешательства государства во все сферы общественной и частной жизни] на Ближнем Востоке". Принципы первого президента Турции заключены в так называемых "шести стрелах деятельности" НРП [республиканизм, национализм, народность, этатизм, лаицизм и революционность].

Смерть Ататюрка в 1938 г. "не остановила процесс вестернизации, но заметно снизила его темпы". В 30-е гг. XX в. начинается кризис политических установок Турецкой республики. Но, несмотря на это, новому президенту Турции, Исмету Инёню удалось на некоторое время в общих чертах сохранить баланс сил между исламом и государством.

Страницы: 1 2 

Реформы Петра Великого и особый путь России
Понятие России в значительной степени отожествлялось с Государством Российским. Само понимание русского, русской территории после классического периода Киевской Руси связывалось с работой государственного собирания. Русский этнос в его современном понимании, как нечто единое, по существу был вынянчен государством в процессе смешения ра ...

Итоги революции и Гражданской войны для аграрной сферы
• Уничтожение крупных земельных владений и их раздел. В итоге каждая крестьянская семья получила в среднем по 2-0,5 га на человека. В 1914 г. было 16 млн. крестьянских хозяйств, в 1924 г. - 24 млн. Последствия этого: дробление и измельчение крестьянских наделов; уменьшение производства зерна на продажу (до революции 70 % товарного хлеба ...

Митрополиты в княжение Иоанна II (Филипп и Геронтий)
В том же (1464) году собором епископов при участии великого князя Ивана III Васильевича новым митрополитом был избран Филипп I, ранее занимавший Суздальскую кафедру. При митрополите Филиппе вновь резко обозначились нестроения в Пскове и Новгороде. Со смертью архиепископа Ионы в 1470 году духовенством ему был избран преемник – ризничий ...