История » Анализ эволюции политико-религиозных отношений в Турции » Республиканская [западноевропейская] парадигма развития политико-религиозных отношений (1920 – 2001 гг.). Эпоха кемалистского лаицизма (1920-1938 гг.)

Республиканская [западноевропейская] парадигма развития политико-религиозных отношений (1920 – 2001 гг.). Эпоха кемалистского лаицизма (1920-1938 гг.)
Страница 1

После окончания Первой мировой войны в Турции к власти в результате военного переворота пришёл Мустафа Кемаля, который правил Турцией фактически с открытия 23 апреля 1920 г. Великого Национального Собрания Турции [далее - ВНСТ] и вплоть до своей смерти 10 ноября 1938 г., сначала как спикер парламента и глава правительства, затем [с 29 октября 1923 г.] как президент.

Важнейшими его преобразованиями стали упразднение султаната [1 ноября 1922 г.] и халифата [3 марта 1924 г.]. Кемаль "был убеждён, что первопричина отсталости и поражения империи в войне крылась в её приверженности ко многим изжившим себя исламским нормам". Ататюрк, взял на себя смелость практически в одночасье разрушить фундамент старых, османско-мусульманских традиций. Уже провозглашение республики [29 октября 1923 г.] стало сменой цивилизационной парадигмы, учитывая, что вся история Турции до этого прошла под знаком деспотического правления, и даже переход к конституционной монархии не только не исправил ситуацию, но вовсе её усугубил. Вместо государства, которое зависит от религии произошло создание "зависимой от государства религии". Кроме того, Ататюрк отказался от "халифатских" притязаний Оттоманской империи, мотивируя это тем, что халифат есть "иллюзия, противоречащая науке и логике".

Памятуя об ошибках конституционного движения и младотурок, Кемаль решил навсегда "распрощаться" с засильем религии во всех сферах общественной жизни, кроме собственно религиозной. Начиная с упразднения халифата, он провёл серию реформ [в приложении 1], которые должны были обеспечить проведение так называемой политики лаицизма, то есть секуляризации социальной сферы жизни общества. При этом, несмотря на все преобразования, ислам оставался государственной религией [статья 2 Конституции Турции от 20 апреля 1924 г.].

Начинается эпоха форсированной вестернизации Турции. Все функции шейх-уль-исламата переданы Управлению по делам религии при совете министров, причём значение ислама [юридически] было приближено к нулю. Однако ислам продолжал оставаться некоторое время государственной религией [до поправок в Конституцию, состоявшихся 9 апреля 1928 г., "исключивших" статью 2, объявлявшую ислам государственной религией], а иноверцам было "запрещено становиться членами правящей Народно-Республиканской Партии" [далее – НРП]. Стоит также отметить, что суннизм имел преимущество над шиизмом, представители которого продолжали оставаться мусульманами второго порядка.

Более того, к середине века политика лаицизма "не вышла за черту городов и крупных населённых пунктов". В деревне [то есть в большей части Турции] положение в религиозной сфере практически не менялось. Усиление влияния стран Запада [прежде всего культурного и политического] и навязывание реформ "сверху" столкнулось с ощутимым противоборством, что было вызвано следующими причинами:

(1) Господство "старых" отношений в деревне

(2) Высокий уровень набожности

(3) Высокий уровень неграмотности

(4) Традиционность воззрений крестьян [особенно среди женщин]

Страницы: 1 2

Сферы деятельности
Для всех сфер творчества Тихомирова-исследователя, профессора, организатора науки характерна особая просветительская направленность. Это обусловлено, видимо, не только демократическими традициями русской науки, литературы и искусства, близкими душе его, но и опытом близкой служебной деятельности: в музее, библиотеке, средней школе. Тихо ...

Россия времени декабристов
Цели движения декабристов отражали основные исторические задачи, возникшие в России того времени. Движение декабристов выросло на почве русской действительности. Не увлечение западноевропейской передовой философией, не заграничные военные походы, не примеры западноевропейских революций породили движение декабристов, его породило историч ...

Зарождение антисемитизма в германии. Взаимоотношения немецкого и еврейского народов на протяжении веков
Всякого мыслящего и чувствующего человека должен заинтересовать вопрос о причинах возникновения такого исторического явления, как антисемитизм, крайне важного, хотя бы вследствие своей многовековой давности. Антисемитизм - одна из форм национальной и религиозной нетерпимости, выражающаяся во враждебном отношении к евреям - от пренебреж ...