История » Анализ эволюции политико-религиозных отношений в Турции » Республиканская [западноевропейская] парадигма развития политико-религиозных отношений (1920 – 2001 гг.). Эпоха кемалистского лаицизма (1920-1938 гг.)

Республиканская [западноевропейская] парадигма развития политико-религиозных отношений (1920 – 2001 гг.). Эпоха кемалистского лаицизма (1920-1938 гг.)
Страница 1

После окончания Первой мировой войны в Турции к власти в результате военного переворота пришёл Мустафа Кемаля, который правил Турцией фактически с открытия 23 апреля 1920 г. Великого Национального Собрания Турции [далее - ВНСТ] и вплоть до своей смерти 10 ноября 1938 г., сначала как спикер парламента и глава правительства, затем [с 29 октября 1923 г.] как президент.

Важнейшими его преобразованиями стали упразднение султаната [1 ноября 1922 г.] и халифата [3 марта 1924 г.]. Кемаль "был убеждён, что первопричина отсталости и поражения империи в войне крылась в её приверженности ко многим изжившим себя исламским нормам". Ататюрк, взял на себя смелость практически в одночасье разрушить фундамент старых, османско-мусульманских традиций. Уже провозглашение республики [29 октября 1923 г.] стало сменой цивилизационной парадигмы, учитывая, что вся история Турции до этого прошла под знаком деспотического правления, и даже переход к конституционной монархии не только не исправил ситуацию, но вовсе её усугубил. Вместо государства, которое зависит от религии произошло создание "зависимой от государства религии". Кроме того, Ататюрк отказался от "халифатских" притязаний Оттоманской империи, мотивируя это тем, что халифат есть "иллюзия, противоречащая науке и логике".

Памятуя об ошибках конституционного движения и младотурок, Кемаль решил навсегда "распрощаться" с засильем религии во всех сферах общественной жизни, кроме собственно религиозной. Начиная с упразднения халифата, он провёл серию реформ [в приложении 1], которые должны были обеспечить проведение так называемой политики лаицизма, то есть секуляризации социальной сферы жизни общества. При этом, несмотря на все преобразования, ислам оставался государственной религией [статья 2 Конституции Турции от 20 апреля 1924 г.].

Начинается эпоха форсированной вестернизации Турции. Все функции шейх-уль-исламата переданы Управлению по делам религии при совете министров, причём значение ислама [юридически] было приближено к нулю. Однако ислам продолжал оставаться некоторое время государственной религией [до поправок в Конституцию, состоявшихся 9 апреля 1928 г., "исключивших" статью 2, объявлявшую ислам государственной религией], а иноверцам было "запрещено становиться членами правящей Народно-Республиканской Партии" [далее – НРП]. Стоит также отметить, что суннизм имел преимущество над шиизмом, представители которого продолжали оставаться мусульманами второго порядка.

Более того, к середине века политика лаицизма "не вышла за черту городов и крупных населённых пунктов". В деревне [то есть в большей части Турции] положение в религиозной сфере практически не менялось. Усиление влияния стран Запада [прежде всего культурного и политического] и навязывание реформ "сверху" столкнулось с ощутимым противоборством, что было вызвано следующими причинами:

(1) Господство "старых" отношений в деревне

(2) Высокий уровень набожности

(3) Высокий уровень неграмотности

(4) Традиционность воззрений крестьян [особенно среди женщин]

Страницы: 1 2

Коренной переломов ходе Великой отечественной и 2мир. Войны. Сталинградская и Курская битва. Сражение за Днепр и освобождение Левобережной Украины. Значение коренного перелома
Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны Немецкое командование в летнем наступлении 1942 г. особое значение придавало взятию Сталинграда, рассчитывая добиться успеха без особого труда. В ходе тяжелых боев войска Сталинградского и Донского фронтов сорвали замысел врага овладеть городом с ходу. Оборонительное сражение продолжа ...

Исторические истоки и становление сотрудничества Казахстана и Узбекистана
Первый раздел « Исторические истоки и становление сотрудничества Казахстана и Узбекистана» состоит из двух параграфов, в которых анализируется ряд наиболее значительных факторов, оказавших влияние на развитие взаимоотношений Казахстана и Узбекистана. Историческая ретроспектива казахско-узбекских отношений » исследованы основные факто ...

Основные причины пауперизации населения Англии в XVI веке и позиция английской монархии в отношении пауперов. Основные причины пауперизации населения
XVI век – это время, когда в Англии происходят глубокие и необратимые изменения, затронувшие все сферы жизни. Суть этих изменений состояла в том, что средневековая структура общества деформировалась и видоизменялась, порождая внутри себя новые отношения, которые впоследствии станут основой новой формации – капиталистической. В экономике ...