История » Правовые учения об особенности исторического развития в России в конце XVIIIв. » Сперанский и его пути осуществления либеральных преобразований в России.

Сперанский и его пути осуществления либеральных преобразований в России.
Страница 1

Сперанский Михаил Михайлович (1772–1839), русский государственный деятель и политический мыслитель. Родился 1 (12) января 1772 в селе Черкутино Владимирской губернии, в семье священника по фамилии Третьяков. Окончил Владимиро-Суздальскую духовную семинарию с присвоением ему «прозвания» Сперанский (от лат speranto– надежда). С 1797 – на службе в государственных учреждениях: директор департамента Министерства внутренних дел (1803–1807); статс-секретарь Александра I (с 1807); государственный секретарь (с 1810). Интриги завистников, а также недовольство его реформаторской деятельностью со стороны дворянства послужили причиной отставки и ссылки Сперанского в 1812 г. (Нижний Новгород, Пермь). В 1816г. получил назначение губернатором в Пензу. С 1819 – генерал-губернатор Сибири; с 1838 – председатель департамента законов Государственного совета. С 1826 под руководством Сперанского проводилась кодификация законов, итогом которой стал многотомный (45 томов) Свод законов Российской империи (1830), имеющее историко-хронологическое значение. Еще через три года было подготовлено пятнадцатитомное издание, кодифицирующее действующее законодательство. Николай Iнаградил М.М. Сперанского за этот труд Андреевской звездой.

В своей деятельности Сперанский ориентировался на идеи европейского Просвещения. Сохранение и упрочнение монархической государственности, по его убеждению, требовало определенных правовых реформ: введения принципа разделения властей, конституции («правление доселе самодержавное, постановить и учредить на непеременяемом законе»), гражданского общества. Сперанский считал, что эти политические меры будут способствовать возникновению в России «правильной конституционной монархии», исключающей любую форму деспотизма. «Истинная монархия – это не что иное, как представительная форма правления, а не самодержавие». Россия, по мнению Сперанского, в своем историческом развитии прошла три ступени; в Средние века – удельщина; в Новое время – абсолютная монархия, а в настоящий период – промышленное состояние, которое требует конституционного ограничения верховной власти и предоставления политических и гражданских прав всем поданным. Россия, полагал он, ждет перемен, но не революционным путем, как в странах Запада, а исключительно эволюционным, «через правильные законы», жалованные императором народу. В своих проектах государственных преобразований Сперанский мечтал о конституционной монархии, которая бы позволила «правление доселе самодержавное учредить на непременном законе». Законность форм осуществления власти Сперанский связывал с необходимостью разделения властей. Законодательная власть должна быть вручена двухпалатной Думе, которая обсуждает и принимает законы, для чего собирается сессионно. Глава исполнительной власти – монарх – участвует в деятельности Думы, но «никакой новый закон не может быть издан без уважения Думы. Установление новых податей, налогов и повинностей уважается в Думе». Мнение Думы свободно, и поэтому монарх не может «ни уничтожить законов, ни обезобразить их». Судебная власть реализуется судебной системой, включающей суд присяжных и завершающейся высшим судебным органом – Сенатом. Три власти управляют государством подобно тому, как человек – своим организмом: обращаясь к закону, воле и исполнению. Сперанский предусмотрел и возможность объединения усилий различных властей для согласного их действия в Государственном совете, состоящем частично из лиц, назначаемых монархом, а частично избранных по избирательным законам. Государственный совет заседает под председательством царя, он обладает правом законодательной инициативы, но законы, «коими вводится какая-либо перемена в отношении сил государственных или в отношении частных лиц между собой», утверждаются непременно и исключительно Государственной думой. Таким образом, Государственная дума имеет законодательный статус. Организация местной власти предполагает введение коллегиального управления сверху донизу через систему представительных органов – дум: губернских, уездных и волостных, избираемых на многоступенчатой основе. Порядок в устроенном таким образом государстве охраняется законами. Одним просвещением и деятельностью просвещенных монархов невозможно достичь политических результатов. Сперанский полагал, что в преобразованном по его проектам государстве возможно наилучшим способом обеспечить права подданных, при этом он отмечал, что политическая свобода имеет больший объем по своему содержанию и поэтому является фундаментом для свободы гражданской. «Никакая сила в обществе не может родить в государстве свободы гражданской, не установив свободы политической», и напротив, если в государстве утверждается политическая свобода, то гражданское рабство умирает само собой. «Права гражданские должны быть основаны на правах политических, закон гражданский не может быть без закона политического». Но законодательство не самоцель и само по себе не является гарантом против произвола. «К чему гражданские законы, - восклицает Сперанский, - когда скрижали их могут быть разбиты о камень самовластия!».Гарантом всех свобод в государстве является конституция и основанное на ней разделение властей.

Страницы: 1 2

Сперанский и его пути осуществления либеральных преобразований в России.
Сперанский Михаил Михайлович (1772–1839), русский государственный деятель и политический мыслитель. Родился 1 (12) января 1772 в селе Черкутино Владимирской губернии, в семье священника по фамилии Третьяков. Окончил Владимиро-Суздальскую духовную семинарию с присвоением ему «прозвания» Сперанский (от лат speranto– надежда). С 1797 – на ...

Обсуждение законопроекта об условном осуждении в III Государственной Думе
Законопроект об условном осуждении был внесён в III Государственную думу министром юстиции И.Г. Щегловитовым. Существо проектировавшегося института условного осуждения заключалось в том, что исполнение постановленного судом обвинительного приговора (по делам о наименее тяжких преступных деяниях) могло быть им же отсрочено «если он призн ...

События 14 декабря 1825 г.
Восстание началось совсем не так как предполагали декабристы. Рано утром 14 декабря 1825 г. наиболее активные члены Северного общества начали агитацию в войсках Петербурга. Они намеревались вывести их на Сенатскую площадь и тем самым воздействовать на сенаторов. Однако дело продвигалось довольно медленно. Лишь к одиннадцати часам утра у ...