История » Культура Древнего Рима в период республики » Право и риторика

Право и риторика
Страница 1

Ораторское искусство, риторика, прошло в Риме дол­гий путь и насчитывало многих блестящих представи­телей, из которых наиболее знаменитым был Цицерон. Речи известных адвокатов размножались, их читала широкая публика. Риторику изучали в Риме в шко­лах, содержавшихся отпущенниками-греками в городах Греции и Малой Азии. Там заимствовали римские ора­торы простой и строгий аттический стиль или вычур­ный, театральный, бьющий на эффект, так называе­мый азианизм. Азианизм, дань которому отдал и Цицерон, особенно процветал до 50-х годов I в. до н. э., после чего в моду стал входить аттицизм, которого придерживался Цезарь. Большое внимание ораторы обращали на позы, жесты, интонации голоса, на оригинальные обороты речи, на меткие остроты, которые могли очернить свидетеля или добить противника. Осо­бенное значение имели речи политические, наиболее ярким образцом которых служат речи Цицерона про­тив Катилины.

Острота политической борьбы отразилась и в запис­ках Цезаря о галльской и гражданской войнах. Пове­ствование ведется в третьем лице для того, чтобы со­здать иллюзию наибольшей объективности. На самом деле «Записки» написаны Цезарем с целью оправдать свои действия, приукрасить успехи и сгладить, по воз­можности, неудачи. Современников и потомков восхи­щала строгая простота, сжатость и вместе с тем выра­зительность стиля Цезаря, писавшего свои сочинения в лагерях и походах. О своей политической программе и подлинных намерениях Цезарь в этих сочинениях умалчивает, придерживаясь официальных версий. На­пример, войну с Ариовистом он объясняет просьбой жителей Галлии, начало гражданской войны — своим стремлением защитить народных трибунов и так далее.

В сочинениях историка Саллюстия повествуется о войне с Югуртой, о заговоре Катилины. Ему принадле­жит также «История», охватывающая период с 78 по 67 г. до н. э. Яркими красками рисует он позорную продажность знати во время Югуртинской войны, ее развращенность, породившую такое чудовище, как Катилина. Но и римские низы, «чернь», по мнению Саллюс­тия, разложились вследствие нищеты и безделья не мень­ше, чем нобилитет. Этой «черни» он противопоставляет народ, который, по его мнению, должен состоять из свободных, равных землевладельцев. Особой его симпа­тией пользовались популяры типа Мария.

Подражание классическим образцам характерно для ранней римской поэзии. Первым римским поэтом счита­ется Ливии Андроник, по происхождению грек из Та-рента, привезенный в 272 г. до н. э. в качестве пленни­ка в Рим. Он перевел сатурническим стихом на латинский язык «Одиссею». Его младшим современником был Гней Невий, автор эпического произведения о первой Пунической войне и ряда трагедий. После второй Пунической войны появились произведения Энния, пользовав­шегося долгое время славой одного из самых выдающихся поэтов. Его наиболее известным произведением были «Анналы», написанные впервые введенным им в рим­скую литературу гекзаметром.

Уже во второй половине III в. до н.э. римская комедия имела выдающихся представителей. Уроженец Умбрии Тит Макций Плавт был автором ряда комедий, написанных чрезвычайно живым, образным и чисто народным языком. До нас дошла 21 комедия Плавта; наиболее известны из них «Амфитрион», «Кубышка», «Хвастливый воин». В произведениях Плавта звучат социальные мотивы, с пози­ций широких слоев плебейства он выступает против рос­товщичества, роскоши, разложения патриархальных усто­ев семьи, легкомысленных «греческих нравов». Комедии Плавта пользовались огромным успехом у зрителей.

Страницы: 1 2

Древнерусский суд; его формализм.
Суд, который производил сам князь и его посадники и тиуны, носил чисто внешний, механический характер. Судья почти не входил во внутреннюю расценку доказательств. Он был обязан безусловно верить им, раз они удовлетворяли известным формальным требованиям. Придет на двор судьи муж «синь» (в синяках) или «надражен» (раненый) и станет жалов ...

Права граждан
Все граждане имели право участвовать в афинском народном собрании. Оно решало наиболее важные дела и выбирало должностных лиц, управлявших Афинским государством. С конца VI века до н. э. оно стало избирать стратегов, командовавших афинскими войском и флотом. Право занимать эти должности имели только богатые и зажиточные граждане трех пе ...

История и состояние церквей и приходов Кондопожского края в начале ХХ в.
В 1828 году была создана Олонецкая епархия. С того времени все православное духовенство подчинялось епископу (архиепископу), постоянно проживавшему в Петрозаводске. Иногда этот церковный начальник совершал поездки по своей епархии, чтобы лично увидеть каково положение дел на местах. В 1897-1901 гг. епископом Олонецкой епархии был Назар ...