Подготовка крестьянской реформыСтраница 4
Проект реформы должен был пройти чистилище Главного комитета и Государственного совета, чтобы наконец обрести форму законодательного акта, скрепленного подписью самодержца. В Главном комитете проект прошел с незначительными потерями в пользу помещиков. В конце января 1861 г. проект поступил на рассмотрение последней инстанции Государственного совета. И здесь крепостники дали бой. Большинством голосов Государственный совет отверг проект Редакционных комиссий и принял предложение, в соответствии с которым величину надела и повинностей определяли губернские присутствия, срок переоброчки сокращался с 20 до 14 лет, мировых посредников должны были выбирать дворяне, т. е. дело реформы передавалось в руки помещиков. Но Александр II по всем спорным вопросам, имеющим программный характер, утвердил мнение меньшинства, голосовавшего за проект Редакционных комиссий. Уступки большинству касались принятия предложения крупного землевладельца князя П.П. Гагарина о праве помещика предоставлять крестьянам (по соглашению с ним) немедленно в собственность и бесплатно (в дар) четверть надела, прекратив с ним всякие отношения. Впоследствии этот надел крестьяне назвали «сиротским». Кроме того, Государственный совет добился дальнейшего понижения норм надела в черноземной полосе, где земля была особенно ценна. 19 февраля 1861 г. «Положения» (они включали в себя 17 законодательных актов) были подписаны царем и получили силу закона. В тот же день царь подписал и Манифест к народу.
Подводя итог борьбы в верхах за проведение крестьянской реформы, отметим известную самостоятельность государственной власти. Она вместе со своими политическими институтами (в данном случае Редакционные комиссии) силою объективных обстоятельств поднималась над своекорыстными интересами отдельных группировок дворянства и стремилась исходить в первую очередь из государственных нужд в целом. В тех конкретных условиях программа отмены крепостного права Редакционных комиссий была предпочтительнее, чем господствующего класса дворян, хотя это не снимает с нее налета классовой ограниченности. Она предполагала создание в деревне наряду с крупным хозяйством помещиков хозяйства мелких собственников-крестьян. Это, по мнению правительства, решало общенациональную задачу и давала возможность избежать революции.
Итоги
революции и Гражданской войны для аграрной сферы
• Уничтожение крупных земельных владений и их раздел. В итоге каждая крестьянская семья получила в среднем по 2-0,5 га на человека. В 1914 г. было 16 млн. крестьянских хозяйств, в 1924 г. - 24 млн. Последствия этого: дробление и измельчение крестьянских наделов; уменьшение производства зерна на продажу (до революции 70 % товарного хлеба ...
Борьба за объединение Северного и Южного обществ
Вопрос о выработке общей идеологической платформы, единого плана действий был важным в жизни тайного общества, но выработать его было нелегко. Южане держались своей радикальной линии, а северян тревожила и программа Южного общества, и фигура самого Пестеля как будущего диктатора.
В марте 1824 г. Пестель приехал в Петербург с огромным м ...
Постсоветский период историографии российского революционного терроризма
Конец XX столетия, как и его начало, ознаменовался волной террористических актов. Историческая наука не могла не отреагировать на этот вызов.
Первоначально большое влияние на развитие историографии российского революционного терроризма оказывали тенденции политической декоммунизации. С позиций теории правого государства критиковал прак ...
