История » Об армянских притязаниях к Гарабагу и планах Российской империи по созданию марионеточного Армянского царства и христианского Албанского государства на территории Азербайджана в 80-е гг XVIII в.

Об армянских притязаниях к Гарабагу и планах Российской империи по созданию марионеточного Армянского царства и христианского Албанского государства на территории Азербайджана в 80-е гг XVIII в.
Страница 1

Об армянских притязаниях к Гарабагу и планах Российской империи по созданию марионеточного Армянского царства и христианского Албанского государства на территории Азербайджана в 80-е гг XVIII в.

Азербайджан всегда притягивал внимание русских своими торговыми доходами и геополитическим расположением, что привело к тому, что российское правительство уже с XVIII века начало проводить активную политику в этом регионе. Петербург для осуществления своих планов намеревался использовать христианский фактор, что должно было оправдать, на первом этапе, деятельность по созданию христианских буферных государств на границах с мусульманскими державами. Идея создания "христианских буферных" государств была направлена на закрепление той системы отношений, которая была достигнута после подписания Кучук-Кайнарджийского мирного договора. Поэтому надо отметить, что петровская политика в "армянском вопросе" была целенаправленно продолжена Екатериной II, которая выразила свое согласие на создание "Армянского" государства под покровительством России (7, 300).

Однако, данные проблемы следует рассматривать через призму внешней политики существовавшего тогда, которое имело удобное геополитическое положение и сильную Шушинскую крепость. Это, а также наличие хорошего государственного деятеля как Панахали хан, сделали азербайджанское Гарабагское ханство достаточно сильным, а при его сыне Ибрагимхалил хане, ханство это достигло своего наивысшего развития. Историю образования Гарабагского ханства и время правления первого правителя, достаточно детально рассмотрены в трудах других исследователей (1; 2; 4; 6; 8). Между тем на фоне активной внешней политики Ибрагимхалил хана (1759/61-1805) (2, 219) наблюдалось некоторое оживление сепаратизма, проявляемое со стороны христианских меликств. Эти мелики хотели своими действиями ослабить и расчленить Гарабагское ханство. Поэтому, используя стремление Российской империи утвердиться в регионе путем создания марионеточных христианских государств на Южном Кавказе, гарабагские мелики пытались добиться независимости. Подобные взгляды, пожалуй, разделяли и в русском дворе. В целом на наиболее полезной позиции к русской политике стояли армяне, что и заставило правительство Екатерины II продолжить политику водворения армян и вообще христиан, в Предкавказье и на Северном Кавказе (10, 18, 83, 86, 106, 112). Поэтому в переселении христиан, и в частности армян, из Крымского полуострова на Кавказские рубежи следует видеть начало претворения в жизнь политики русского двора по созданию христианских буферных государств - "Албанского государства" и "Армянского царства" на границах с мусульманским миром. Подобным образом, полагали в Петербурге, лучше всего можно отгородиться от "непредсказуемого" Востока.

Не желая дистанцироваться от сути проблемы отметим, что именно Прикаспийские области планировалось включить в "Албанское государство", а "Армянское царство" должно было состоять из Гарабагского и Гарадагского ханств (13; 16). Хотя, в то же самое время нужно отметить, что о планах включения в различные времена Гарабагского и Гарадагского ханств в состав "Албанского государства" писали в своих трудах некоторые исследователи (5, 90; 15, 625; 17, 32). Принимая в качестве территории "Албанского государства" Прикаспийские области, можно предположить, что в начале 80-х годов из двух существующих проектов планировалось реализовывать именно план, связанный с созданием "Албанского государства". К тому же в Петербурге прекрасно понимали, что интересующий их регион не является армянским исторически (письма меликов и гандзасарского патриарха) (22, 162, 166-167; 15, 317, 327-329).

Отметим также и то, что политиков в Петербурге в это время занимала мысль об укреплении русской (выделено нами – К. В) торговли с восточными странами. Хотя, со времен Петра I русские "ласкали" армян в своих пределах, то есть старались создавать условия для их деловой деятельности, все же с другой стороны армяне явно являлись конкурентами русских купцов. Процесс закрепления армянского торгового капитала на российском рынке имел еще в ту пору более чем вековую историю. Это, в конечном счете, и привело, как отмечал Семенов А. "…на стеснения от производимой армянами персидской торговли, на что жаловались русские торговые люди…" (19, 164-165). Таким образом, не стоит наивно полагать, что русские на основных торговых путях, которые проходивших в обход Османской империи именно через Прикаспийские области позволили бы создать "Армянское царство" потому что в таком случае, даже зависимое от Петербурга в политическом отношении "Армения" оказывала бы экономическое влияние на своего "Северного хозяина", что, несомненно, не входило в планы российского правительства. Отсюда можно сделать вывод о том, что представило бы будущее "Албанское государство" будь оно создано в то время. Думается, что Абдуллаев Г.Б. имел именно этот момент ввиду, когда писал что "Этим актом (то есть созданием "Албании" - К. В) правительство Екатерины II хотело овладеть Каспийской торговой магистралью имевшей важное значение в торговле с Индией, и закрепиться в Закавказье" (5, 90).

Страницы: 1 2 3 4

Столыпинская программа государственно-правовой модернизации России
П.А. Столыпин (1862–1911) – один из крупнейших политических деятелей и реформаторов Российской империи конца XIX – начала XX вв. Но что мы знаем о нём? Наверное, ни один государственный деятель дореволюционной России сегодня не вызывает таких кривотолков и столкновений точек зрения, как Столыпин. Палач против героя, ничтожный карьерист ...

Роль православной церкви в формировании идеологии централизованного государства
В русском православном государстве, где церковные каноны пронизывали всю жизнь общества, Церковь могла быть единственным идеологом нового централизованного государства. XVI век – время поиска новых концепций. Одним из таких идеологов был Иосиф Волоцкий, чья активная борьба с еретиками принесла ему большое влияние на дела русской церкви ...

Приход большевиков к власти в Петрограде. Окт. револ. 1917г. 2всероссийский съезд Советов. Образов. новых высших органов власти Совета Народных Комиссаров и ВЦИК. Декларация прав трудящегося и экспл
Октябрьские события 1917 г.: свержение Временного правительства, II съезд Советов К осени 1917 г. в стране разразился общенациональный социально-политический кризис: катастрофическое падение уровня жизни населения, широкое недовольство политикой правительства, усиление волнений в городе и деревне, революционизирование армии. В лагере р ...