ЗаключениеСтраница 1
Основные выводы по данной работе можно сформулировать следующим образом. Вследствие социально-экономических изменений, произошедших в Англии XVI века, значительная часть населения Англии оказалась выброшенной из нормальной жизни общества, превратившись в маргиналов или пауперов. Основным контингентом, постоянно пополнявшим эту категорию, были разорявшиеся крестьяне, подвергались пауперизации и другие слои английского общества. Количество бродяг и нищих было настолько велико, что это вызывало беспокойство английских властей. Следствием этого стало издание многочисленных «законов о бедных», основной целью которых было заставить бродяг и нищих вернуться на прежнее место жительства и покончить с их социальным образом жизни. Однако все предпринимаемые меры английской монархии были либо малоэффективны, либо приносили мало результата.
Не вызывает сомнения, что наряду с объективными экономическими факторами социальной адаптации пауперов препятствовали и некоторые аспекты их собственной психологии. Первый из них – негативное отношение к физической работе, которое формировалось у людей под влиянием их образа жизни и теми условиями труда, которые им предлагало или, что было гораздо чаще, принуждало государство. Негативное отношение к пауперам со стороны государства порождали у этих людей чувство оторванности, протеста, противопоставления себя и общества, что также являлось дополнительным психологическим барьером для возвращения к нормальной жизни, а также способствовало самоидентификации бродяг и нищих, подсознательно принимавших общественный ярлык и выстраивая соответствующую модель поведения.
Количество бродяг было так велико, что они нередко образовывали своеобразные сообщества или коммуны, которые заменяли им нормальную общественную среду. Таким образом, происходила своего рода подмена – будучи выброшенным из одной социальной среды, паупер оказывался в другой, где он уже не чувствовал себя изгоем и даже мог повысить свой социальный статус. Иногда сообщества пауперов достигали такого уровня организации, что о ней смело можно было говорить как о «обществе внутри общества». В результате, пауперов, живших в Англии XVI века можно рассматривать не только как маргинализированные элементы, но и как отдельный слой общества, имеющий свои психологически особенности, свою субкультуру, традиции и даже фольклор.
Вместе с тем следует отметить, что природа пауперизма двояка. С одной сторон, нищие и бродяги относились к данной категории ввиду недостаточной материальной обеспеченности. С другой, как не парадоксально, именно та социальная роль, которую они были вынуждены занимать, обеспечивала им средства к существованию. Это была милостыня, частная благотворительность, помощь от государства. И большая часть пауперов, особенно трудоспособных, рассматривала подаяния не как помощь от общества, а как источник заработка, как на работу, причём работу довольно выгодную. Вследствие этого среди пауперов появляются «профессиональные нищие», отличительной чертой которых были тонкое знание человеческой психологии, коммуникативность и находчивость. Кроме того, в это период появляется целый ряд других нищенских профессий.
Заключение.
Пожалуй, ни одна личность в отечественной истории не вызывала столько жарких споров. Разных взглядов на Петра, в его эпоху - великое множество.
В деятельности Петра невозможно выделить однозначно положительные или отрицательные стороны, ибо то, что одни считают величайшим благом, другие считают непоправимым злом. Вряд - ли в настояще ...
Великий князь
ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ, титул главы русских князей в Древнерусском государстве (киевский великий князь) с 10 века. С 12 века великими князьями называют себя владетели крупнейших княжеств, включавших в себя вассальные удельные княжества (великие князья владимирские, московские, тверские, ярославские, рязанские, смоленские, нижегородские). В 13 ве ...
Реформы Петра Великого и особый путь России
Понятие России в значительной степени отожествлялось с Государством Российским. Само понимание русского, русской территории после классического периода Киевской Руси связывалось с работой государственного собирания.
Русский этнос в его современном понимании, как нечто единое, по существу был вынянчен государством в процессе смешения ра ...