Становление политических, дипломатических и экономических
отношений между Казахстаном и УзбекистаномСтраница 6
Современная Центральная Азия, находясь в фокусе мировой геополитики, начинает формироваться как отдельный самостоятельный, а в определенном смысле и самодостаточный регион, становясь частью динамичной системы межгосударственных отношений. Ряд экспертов полагает, что в централь-ноазиатском сообществе идет процесс объединения, связанный с необходимостью борьбы с терроризмом и экстремизмом, а также совместного использования жизненно важных природных и техногенных ресурсов, что приводит к мобилизации регионального сотрудничества, основывающегося на «энергетике и безопасности».
Формулу жизненных национальных интересов двух государств в регионе можно свести к следующим основополагающим понятиям: безопасность, стабильность, сотрудничество. В то же время казахстанско-узбекистанские отношения пережили сложные моменты, когда были нарушены экономические взаимоотношения, увеличились недопоставки товаров, сырья и материалов. Казахстанско-узбекистанская граница имеет большую протяженность. В Узбекистане проживает многочисленная диаспора казахов. В современный период глобализации значительно возросла интенсивность межэтнических и внутриэтнических процессов, базирующихся на важных изменениях в социально-экономической, политической и культурной сферах. Республика Казахстан полиэтнична и поэтому важнейшим условием укрепления ее независимости и цивилизованного развития является духовное возрождение и единение народов, тесное интеллектуальное сотрудничество с соотечественниками, волею судьбы оказавшимися за пределами своей исторической родины.
Долгосрочные интересы Казахстана и Узбекистана в перспективе по нашему мнению должны быть следующие:
- сохранение общей стабильности в мире, способной противостоять региональным конфликтам;
- ликвидация очагов напряжения и вооруженных конфликтов у границ двух государств;
- неприемлемость участия для Казахстана и Узбекистана в каких-либо военно-политических блоках;
- отказ от идеологизации внешней политики и развитие конструктивных отношений со всеми государствами мира; укрепление и развитие миротворческих возможностей ООН, ОБСЕ и других международных структур безопасности в целях скорейшего политического урегулирования региональных вооруженных конфликтов;
- сохранение и укрепление внутренней стабильности, нормализация и стабилизация положения на региональном и субрегиональных уровнях;
- перевод в практическую плоскость проектов интеграционного сотрудничества в рамках Центральноазиатского экономического сообщества, подключение к этому процессу и Туркменистана;
- создание в регионе Центральной Азии стабильной системы коллективной безопасности при вовлеченности в этот процесс международных структур безопасности и ядерных держав.
Отношения между Казахстаном и Узбекистаном в перспективе будут еще более тесными. Это связано, прежде всего, с тем, что лидеры обоих государств заинтересованы в стабильном и бесконфликтном развитии стран региона. Не исключено, что стороны заинтересованы и в сохранении существующих режимов правления друг у друга, поскольку их смена может привести к радикальному изменению политического курса, в том числе внешне-политического. Кроме того, в Узбекистане есть и свои проблемы, связанные с ростом фундаментализма и охраной границ с Таджикистаном и Афганистаном. Казахстан же поддерживает политику нынешнего руководства Узбекистана, направленного на политическую стабилизацию в регионе. Очевидно, что рост политической напряженности в Центральной Азии не может не волновать и Казахстан, заинтересованного в совместной борьбе против радикального экстримизма и фундаментального терроризма. В связи с этим, во время Саммита тюркоязычных стран, прошедшего в Баку 9-10 апреля 2000 года Президент Н.А. Назарбаев заявил, что Казахстан любые действия, направ-ленные против Узбекистана, воспримет как действия, направленные против себя и примет все меры для эффективного противодействия терроризму [20].
Советский тыл в годы ВОВ (1941-1945 гг.)
Мобилизация усилий для обеспечения победы в Великой Отечественной войне велась и в области экономики, социальной политики, идеологии.
Экономика.
В экономической политике правительства страны выделяются два периода. Первый 22 июня 1941 конец 1942 г. перестройка экономики на военный лад в сложнейших условиях поражений Красной Армии и по ...
«Белое»
движение
Неоднородно по своему составу: русские офицеры, старая бюрократия, монархические партии и группы, либеральные партии-кадеты, октябристы, ряд левых политических течений, колебавшихся между «белыми» и «красными», рабочие и крестьяне, недовольные продразверсткой, установлением диктатуры и подавлением демократии.
Программа белого движения: ...
Внешняя политика России в первой половине XIX в.
В царствование Александра I Россия расширила свои пределы, еще более укрепила свой статус великой европейской державы, приобрела значительное влияние на политические дела Европы и достигла высшей степени своего внешнего блеска.
Отечественная война 1812 г. в известном смысле явилась платой за тесную интеграцию России в большую европейск ...