История » Сотрудничество Казахстана и Узбекистана в современных условиях - исторический аспект » Становление политических, дипломатических и экономических отношений между Казахстаном и Узбекистаном

Становление политических, дипломатических и экономических отношений между Казахстаном и Узбекистаном
Страница 6

Современная Центральная Азия, находясь в фокусе мировой геополитики, начинает формироваться как отдельный самостоятельный, а в определенном смысле и самодостаточный регион, становясь частью динамичной системы межгосударственных отношений. Ряд экспертов полагает, что в централь-ноазиатском сообществе идет процесс объединения, связанный с необходимостью борьбы с терроризмом и экстремизмом, а также совместного использования жизненно важных природных и техногенных ресурсов, что приводит к мобилизации регионального сотрудничества, основывающегося на «энергетике и безопасности».

Формулу жизненных национальных интересов двух государств в регионе можно свести к следующим основополагающим понятиям: безопасность, стабильность, сотрудничество. В то же время казахстанско-узбекистанские отношения пережили сложные моменты, когда были нарушены экономические взаимоотношения, увеличились недопоставки товаров, сырья и материалов. Казахстанско-узбекистанская граница имеет большую протяженность. В Узбекистане проживает многочисленная диаспора казахов. В современный период глобализации значительно возросла интенсивность межэтнических и внутриэтнических процессов, базирующихся на важных изменениях в социально-экономической, политической и культурной сферах. Республика Казахстан полиэтнична и поэтому важнейшим условием укрепления ее независимости и цивилизованного развития является духовное возрождение и единение народов, тесное интеллектуальное сотрудничество с соотечественниками, волею судьбы оказавшимися за пределами своей исторической родины.

Долгосрочные интересы Казахстана и Узбекистана в перспективе по нашему мнению должны быть следующие:

- сохранение общей стабильности в мире, способной противостоять региональным конфликтам;

- ликвидация очагов напряжения и вооруженных конфликтов у границ двух государств;

- неприемлемость участия для Казахстана и Узбекистана в каких-либо военно-политических блоках;

- отказ от идеологизации внешней политики и развитие конструктивных отношений со всеми государствами мира; укрепление и развитие миротворческих возможностей ООН, ОБСЕ и других международных структур безопасности в целях скорейшего политического урегулирования региональных вооруженных конфликтов;

- сохранение и укрепление внутренней стабильности, нормализация и стабилизация положения на региональном и субрегиональных уровнях;

- перевод в практическую плоскость проектов интеграционного сотрудничества в рамках Центральноазиатского экономического сообщества, подключение к этому процессу и Туркменистана;

- создание в регионе Центральной Азии стабильной системы коллективной безопасности при вовлеченности в этот процесс международных структур безопасности и ядерных держав.

Отношения между Казахстаном и Узбекистаном в перспективе будут еще более тесными. Это связано, прежде всего, с тем, что лидеры обоих государств заинтересованы в стабильном и бесконфликтном развитии стран региона. Не исключено, что стороны заинтересованы и в сохранении существующих режимов правления друг у друга, поскольку их смена может привести к радикальному изменению политического курса, в том числе внешне-политического. Кроме того, в Узбекистане есть и свои проблемы, связанные с ростом фундаментализма и охраной границ с Таджикистаном и Афганистаном. Казахстан же поддерживает политику нынешнего руководства Узбекистана, направленного на политическую стабилизацию в регионе. Очевидно, что рост политической напряженности в Центральной Азии не может не волновать и Казахстан, заинтересованного в совместной борьбе против радикального экстримизма и фундаментального терроризма. В связи с этим, во время Саммита тюркоязычных стран, прошедшего в Баку 9-10 апреля 2000 года Президент Н.А. Назарбаев заявил, что Казахстан любые действия, направ-ленные против Узбекистана, воспримет как действия, направленные против себя и примет все меры для эффективного противодействия терроризму [20].

Страницы: 1 2 3 4 5 6 

Этапы монголо-татарского нашествия на Русь (основные этапы этого процесса в XIII-XV вв.)
Начало XIII века - объединение кочевых монгольских племен в Центральной Азии. 1206 г. - Чингис-Хан стал всемонгольским ханом, который создал сильное государство и мощное, дисциплинированное войско. 1211 г. - войско Чингис-хана вторглось в Северный Китай. 1219-1221 г.г. - была завоевана Средняя Азия. 1222-1223 г.г. - монголы покорили ...

Приход большевиков к власти в Петрограде. Окт. револ. 1917г. 2всероссийский съезд Советов. Образов. новых высших органов власти Совета Народных Комиссаров и ВЦИК. Декларация прав трудящегося и экспл
Октябрьские события 1917 г.: свержение Временного правительства, II съезд Советов К осени 1917 г. в стране разразился общенациональный социально-политический кризис: катастрофическое падение уровня жизни населения, широкое недовольство политикой правительства, усиление волнений в городе и деревне, революционизирование армии. В лагере р ...

Взятие Казанского и Астраханского ханств.
Татарские ханы совершали грабительские набеги на русские земли. На территориях Казанского и Астраханского ханств в неволе были тысячи русских людей, захваченных во время набегов.14 Жестоко эксплуатировалось местное население – чуваши, марийцы, удмурты, мордва, татары. По территориям ханств пролегал Волжский путь, но Волга не могла испол ...