Киевские князья, их внутренняя и внешняя политикаСтраница 4
С этого времени начинается самостоятельное правление Ярослава в качестве полноправного великого князя. Именно при Ярославе Владимировиче (правил до 1054 года) Киевская Русь достигает наибольшего расцвета. В 1036 году Ярослав разбил подступавших к самому Киеву печенегов, прекративших после этого страшного поражения свои набеги на Русь. Дружины Ярослава ходили походами на финнов, ятвягов (литовцев), мазовшан.
По своим духовным и политическим интересам Ярослав был близок к Византии. О чем говорит появление в Киеве в 1037 году митрополита-грека Феопемпта, назначенного в Константинополе. В то же время начинается строительство нового соборного храма Киева - Софийского собора. Но в 1043 году отношения с Византией разрываются из-за вероломного убийства в Царьграде знатного русича и не поддерживаются вплоть до последних лет жизни Ярослава. Именно в это время - в 1051 году собор русских епископов избрал Киевским митрополитом "русина" Илариона, без всякого согласования с Константинополем.
Ярослав значительно усилил Киевскую Русь, превратив ее за годы своего правления в крупнейшее государство Европы. Стремясь к миру с сильными королями, он охотно скреплял договоры с ними брачными узами. Помимо Византии, Польши, Швеции и Норвегии Киевская Русь имела династические и политические связи с Германией, Францией, Венгрией и другими. государствами.
Ярослав Владимирович строил города (Ярославль на Волге, Юрьев (ныне Тарту) в Прибалтике), монастыри и соборы. Собор Святой Софии до сих пор является украшением Киева. Заботился князь и о развитии книгописания на Руси: собрав при своем дворе писцов, он поручил им перевод греческих рукописных книг на славянский язык. В период правления Ярослава был принят первый письменный свод законов - "Русская Правда", регулировавший общественные отношения, установившийся порядок разрешения различных споров и возмещения ущерба.
До наших времен дошло "завещание Ярослава", оставленное им своим детям, где Ярослав впервые юридически определил прав "старейшего" из сыновей - им стал старший сын Изяслав Ярославич, который и принял титул великого киевского князя. Но и остальные братья получили свои уделы: Святослав - Чернигов, Всеволод - Переяславль. Младшие Ярославичи - Вячеслав и Игорь получили, соответственно, первый - Смоленск, а второй - Владимир Волынский.
В первые годы своего правления Изяслав Ярославич действовал в тесном союзе с младшими братьями. Но в 1067 году Киевскую Русь поразила война между Ярославичами и Всеславом Брячиславичем, князем полоцким, в результате которой Всеслав был захвачен в плен и заключен в тюрьму в Киеве. В сентябре 1068 года сыновья Ярослава потерпели поражение от половцев на реке Альта. Киевское народное ополчение потребовало оружия для оказания сопротивления врагу. Отказ Изяслава привел к восстанию, в ходе которого киевляне изгнали Изяслава из Киева, а на его место посадили освобожденного из темницы Всеслава Полоцкого, который занимал киевский стол в течение семи месяцев. В 1069 году Всеслав был изгнан из Киева объединенными силами Изяслава и польского войска короля Болеслава II.
В 1073 году начались усобицы уже между самими Ярославичами, приведшие к изгнанию Изяслава в Польшу, который возвратился в Киев только после смерти Святослава в 1076 году, но в октябре 1078 года был убит в бою.
Таким образом, киевским князем становится Всеволод Ярославич (1078 - 1093). До своего вокняжения в Киеве Всеволод владел Переяславлем, Суздалью, Белоозером и землями в верхнем Поволжье. За время своего княжения Всеволод не смог сдержать процесс распада единого государства. Дети и внуки его умерших братьев Владимира, Святослава и Игоря Ярославичей постоянно воевали с ним, требуя возвращения наследственных уделов, которых он их лишил.
Смерды.
Древнерусские смерды XI-XII в.в. обрисовываются как значительная часть полукрестьянского феодально-зависимого населения Киевской Руси. Смерд был лично свободен. Вместе с семьей он вел свое хозяйство. Князь давал смерду землю при условии, что тот будет работать на него. В случае смерти смерда, не имеющего сыновей, земля возвращалась к ...
Противоречивые итоги
Аграрная реформа способствовала росту объема сельскохозяйственного производства, повышению производительности и товарности хозяйств. Крестьяне стали больше использовать сельскохозяйственную технику, высокими темпами росла кредитная, сбытовая и потребительская кооперация. Однако реформа не сумела решить самой главной политической задачи ...
Принятие христианства
Попытка Владимира поставить языческую религию на службу раннефеодальному государству не дала желаемых результатов. Язычество во второй половине Хв. уже не отвечало уровню социального, политического и культурного развития страны. В других славянских странах в это время языческую религию уже сменило христианство. Христианство с его моноте ...