Опричнина.Страница 2
Естественно “опричнина” вызвала всеобщий рост недовольства и озлобление против царя не только среди феодалов, но и среди простого народа.
Не удивительно, что в 1566 группа князей и бояр, набравшихся смелостью, обратились к царю с челобитной, в которой просила отмены “опричнины”. Удивительна была реакция Грозного – около двухсот челобитников было казнено. Еще более ожесточился кровавый террор. Против “опричнины” выступало духовенство. Его недовольствие было вызвано тем, что царь хотел полностью подчинить церковь государству и отнять у нее часть земель. Митрополит Филипп открыто осуждал действия опричников. Однажды в Успенском соборе он гневно спросил царя: ”До каких пор будешь ты без вины проливать кровь верных людей?! ” По распоряжению Грозного Филиппа сослали в монастырь. Через некоторое время он был задушен главарем опричников Малютой Скуратовым.
Это вызвало смутные толки в народе, и тогда очень кстати появился безымянный донос о том, что новгородцы замышляют измену и намереваются сотрудничать с Литовским княжеством. В 157012 году царь организовывает карательный поход на Новгород. Втайне подготовленный поход 15 - тысячного опричного войска по родной земле был отмечен проявлением крайней жестокости царя и бессмысленным кровавым и разбойным разгулом его слуг - опричников. По дороге были разграблены Клин, Тверь и Торжок. В самом Новгороде безудержная расправа над горожанами продолжалась 40 дней. За это время из церквей и монастырей были изъяты все ценности, опричники избивали и грабили всех подряд, не разбирая правых и виноватых. Потом царь направился в Псков. Псковичам посчастливилось избежать погрома, но не казней. Царь ушел из Пскова, прихватив церковную казну. Новгородско-псковский поход Грозного нанес большой урон наиболее развитым районам России и этим ухудшил ее экономическое и военное положение.
Большинство историков полагает, что осенью 1572 г. царь отменил опричнину. Однако казни “заговорщиков не прекратились. В 1575 г. Иван IV попытался вернуться к опричниным порядкам. Он вновь закрепил за собой “удел”, предоставив право формально управлять страной крещенному татарскому хану Симеону Бекбулатовичу, титуловавшемуся “великим князем всея Руси”. Княжение Симеона продолжалось менее года, затем Иван Грозный вновь вернулся на трон. Массовый террор прекратился.
Рассматривая итоги опричного правления, важно понять его влияние на все стороны общественной жизни: политическую, социальную, экономическую и духовную.
Во-первых, за годы опричнины страна значительно продвинулась вперед по пути централизации.
Во-вторых, она вызвала экономический кризис в стране. Села центра и северо-запада, где побывали “опричные экспедиции” обезлюдели. Многие крестьяне были убиты, либо бежали в Литву или на Дон.
В-третьих, следствием сокращения посевных площадей стал голод. Общие потери населения от террора, чумы и голода составляли 500 тыс. человек.13
В-четвертых, были подорваны резервы России в целом.
Церковь и каноническое право в Средневековой Европе
Новая религия – христианство, в обстановке разложения и гибели Западной римской империи не рассматривалась вначале как новая идея, способная объединить и возродить общество. Во-первых, продолжал жить гордый дух республиканства, не допускающий деспотической власти ни Бога, ни императора. Во-вторых, умирающий античный строй категорически ...
Годы восьмидесятые.
В январе 1980 года Андрей Сахаров был арестован прямо на улице и препровожден в Генеральную прокуратуру СССР, где ему зачитали Указ Президиума Верховного Совета СССР о лишении его всех государственных наград и почетных званий. Одновременно Сахарову сообщили, что руководство страны приняло решение выслать его из Москвы в место, «исключаю ...
Копенгагенская [умеренно-исламистская] парадигма
развития политико-религиозных отношений в Турции (2001-2009 гг.). Турецкий
исламизм в начале третьего тысячелетия
На рубеже XX-XXI вв. в Турции наметился новый взрыв активности исламистов. Фактически с середины 90-х гг. XX в. и по настоящее время у власти находятся партии-приверженцы исламизма. В этой связи важно рассмотреть саму сущность турецкого варианта исламизма, у которого, пожалуй, нет аналогов в мире. Это обуславливается тем, что Турция – е ...