История » Иван IV – первый царь Всея Руси » Опричнина.

Опричнина.
Страница 2

Естественно “опричнина” вызвала всеобщий рост недовольства и озлобление против царя не только среди феодалов, но и среди простого народа.

Не удивительно, что в 1566 группа князей и бояр, набравшихся смелостью, обратились к царю с челобитной, в которой просила отмены “опричнины”. Удивительна была реакция Грозного – около двухсот челобитников было казнено. Еще более ожесточился кровавый террор. Против “опричнины” выступало духовенство. Его недовольствие было вызвано тем, что царь хотел полностью подчинить церковь государству и отнять у нее часть земель. Митрополит Филипп открыто осуждал действия опричников. Однажды в Успенском соборе он гневно спросил царя: ”До каких пор будешь ты без вины проливать кровь верных людей?! ” По распоряжению Грозного Филиппа сослали в монастырь. Через некоторое время он был задушен главарем опричников Малютой Скуратовым.

Это вызвало смутные толки в народе, и тогда очень кстати появился безымянный донос о том, что новгородцы замышляют измену и намереваются сотрудничать с Литовским княжеством. В 157012 году царь организовывает карательный поход на Новгород. Втайне подготовленный поход 15 - тысячного опричного войска по родной земле был отмечен проявлением крайней жестокости царя и бессмысленным кровавым и разбойным разгулом его слуг - опричников. По дороге были разграблены Клин, Тверь и Торжок. В самом Новгороде безудержная расправа над горожанами продолжалась 40 дней. За это время из церквей и монастырей были изъяты все ценности, опричники избивали и грабили всех подряд, не разбирая правых и виноватых. Потом царь направился в Псков. Псковичам посчастливилось избежать погрома, но не казней. Царь ушел из Пскова, прихватив церковную казну. Новгородско-псковский поход Грозного нанес большой урон наиболее развитым районам России и этим ухудшил ее экономическое и военное положение.

Большинство историков полагает, что осенью 1572 г. царь отменил опричнину. Однако казни “заговорщиков не прекратились. В 1575 г. Иван IV попытался вернуться к опричниным порядкам. Он вновь закрепил за собой “удел”, предоставив право формально управлять страной крещенному татарскому хану Симеону Бекбулатовичу, титуловавшемуся “великим князем всея Руси”. Княжение Симеона продолжалось менее года, затем Иван Грозный вновь вернулся на трон. Массовый террор прекратился.

Рассматривая итоги опричного правления, важно понять его влияние на все стороны общественной жизни: политическую, социальную, экономическую и духовную.

Во-первых, за годы опричнины страна значительно продвинулась вперед по пути централизации.

Во-вторых, она вызвала экономический кризис в стране. Села центра и северо-запада, где побывали “опричные экспедиции” обезлюдели. Многие крестьяне были убиты, либо бежали в Литву или на Дон.

В-третьих, следствием сокращения посевных площадей стал голод. Общие потери населения от террора, чумы и голода составляли 500 тыс. человек.13

В-четвертых, были подорваны резервы России в целом.

Страницы: 1 2 

Осн. направления и результаты внешн. политики Петра 1
В конце жизни Петра I обострились отношения России с Англией, Данией, Турцией, а после его смерти — с Францией, Швецией. В 30-х годах XVIII в. началась война за польское наследство. Французы поддерживали кандидатуру Станислава Лещинского, а русские и австрийцы — Фридриха-Августа (Саксонского), французский флот в Данциге был разгромлен, ...

Состояние религиозности населения приходов Кондопожского края
Ситуация в государстве в годы первой русской революции (1905-1907 гг.) была нестабильной: повсюду отмечалось ослабление веры и снижение авторитета церкви. Среди прихожан, в первую очередь среди молодежи, распространялись антирелигиозные настроения[142]. В 1901 г. в приложении к газете "ОЕВ" была напечатана ведомость о количес ...

Культура первой половины XIX в.
Дальнейшее развитие письменности и школьного образования Зародившиеся еще в XVIII в. фундаментальные основы культуры — развитие письменности, школьного образования, книгопечатания — воспринимались осетинским обществом как естественные и необходимые условия для жизнедеятельности народа. В Осетии не было ни религиозных, ни каких-либо дру ...