История » Иван IV – первый царь Всея Руси » Опричнина.

Опричнина.
Страница 1

В.О.Ключевский писал об опричнине: "Учреждение это всегда ка­залось странным как тем, кто страдал от него, так и тем, кто его исследовал". История опричнины началась к концу 1564. А события этого периода развивались следующим образом:

3 декабря 1564 Иван грозный со своими детьми и царицей в сопровождении охраны отправились на богомолье, что было дело обычным. Царские объезды монастырей были одновременно и исполнением религиозного долга и инспекционными поездками. Но на этот раз выезд был необычен, боярам, которым царь ве­лел ехать было приказано взять жен и детей, те должны были вязть слуг, запасных коней, вооружение, доспехи, одежду, деньги, казну. Казна же была хранилищем и государственного архива. Из-за распутицы до Троице-Сергиева монастыря, где царь отслужил молебен, добрался 21 декабря, а в Алесандровскую слободу 3 января, где и обосновался надолго. Спустя месяц царь отправил гонца в Москву с двумя грамотами.

Первая, “гневная” грамота, была отправленная митрополиту Афанасию и содержала список "измен" бояр и дворян. В ней содержался страстный и тенденциозный обзор злодеяний бо­яр, воевод и приказных людей, которые не только воровали царскую казну, но и в измене: не желая воевать против недругов; а духовенство в стачке с боярами и дворянами начи­нало их прикрывать. Потому государь и уехал от изменников куда глаза глядят.

Вторая, “слезная” грамота, была адресована "всему православному крестьянству града Москвы", главный ее смысл: царь пишет по­садским людям, "чтобы они себе никоторого сумнения не держа­ли, гневу и опалы на них никакого нет"10. Этими словами царь явно стремился заручиться их поддержкой и даже, видимо, видел в ней некую опору своей власти.

Отъезд царя ошеломил всю Москву. Немедля, делегация из духовенства и бояр отправилась в Александ­рову слободу с целью умилостивить государев гнев. Царь повторил свои обвинения и после некоторо­го размышления милостиво согласился вернуться в Москву, но на определенных условиях: изменников казнить по своему усмотрению и учредить опричнину.

2 февраля 1565г. Иван Васильевич торжественно въехал в столицу, а на другой день объявил духовенству, боярам и знатнейшим чиновникам об учреждении опричнины.

Что же такое “опричнина”? Этот термин был известен задолго до Ивана IV и происходит от слова “опричь”, что означало “кроме”. В Древней Руси опричниной называли ту часть княжества, которую после смерти князя вы­деляли его вдове, "опричь" всех уделов. "Опричь" всей земли выделялась и территория царской опричнины. Что же из себя представляла опричнина Ивана Грозного? Прежде всего:

Государь выделил “опричь” некоторых земель (значительные территории на западе, севере и юге страны), находящиеся в его личном владении. Была созданна опричная Боярская дума, которая осуществляло верховное управление и суд в государственном уделе. Из всех земель, принадлежавшие госуделу, надлежало насильственно выганять оттуда всех князей, бояр, дворян и приказных людей, если они добровольно не записывались опричниками.

Было оформлено опричное войско, состоящее из князей, бояр и их детей. Главной задачей которой было охранять государя, играть своего рода роль телохранителей. В это особое войско вошло "1000 голов" дворян и князей, в последствии его численность увеличилась в 5-6 раз. На рас­ходы по созданию опричнины царь взял с земщины 100 тысяч рублей.11 Отбор опричников производил сам Иван Васильевич в торжественной обстановке в Большой палате Кремлевского дворца. Они были обязаны приносить особую присягу на вер­ность царю, в которой обязывались не вступать в общение с земскими, даже родственниками. За все это государь жаловал всех отобранных имениями и землей в тех городах и волостях, откуда выселялись князья, бояре, дворяне и приказные люди, не пожелавшие вступить в опричнину. Все носили одинаковые черные одежды со знаком принадлеж­ности к "ордену" опричников метлой, чтобы выметать измену, и собачьей головой, чтобы ее вынюхивать и выгрызать. Монастырские оприч­ные трапезы должны были словно напоминать о далеких време­нах, когда князья пировали со своими дружинами. Ливонские дворяне, служившие в опричнине описывали свои будни: “каждому подается еда и питье, очень дорогое, состоящее из вина и меда”. Далее трапеза сменялась трудовыми буднями: изнурительными богослужениями, подчас ночными. Уже в феврале начинаются первые казни: приговорено пять человек, среди которых известный полководец Александр Борисович Горбачев с 17-лет­ним сыном. Люди с ужасом узнавали о новых изменах, тех кто руководил страной, командовал войсками, одерживал победы. В настоящее время невозможно ответить на вопрос были ли обвинения в измене реальными или просто расправа над неугодными царю личностями.

Можно сделать очевидный вывод, что опричный террор был в руках царя мощной военно-карательной организацией. Главной целью которой стала борьба с пережитками политической децентрализации.

Страницы: 1 2

Республиканская [западноевропейская] парадигма развития политико-религиозных отношений (1920 – 2001 гг.). Эпоха кемалистского лаицизма (1920-1938 гг.)
После окончания Первой мировой войны в Турции к власти в результате военного переворота пришёл Мустафа Кемаля, который правил Турцией фактически с открытия 23 апреля 1920 г. Великого Национального Собрания Турции [далее - ВНСТ] и вплоть до своей смерти 10 ноября 1938 г., сначала как спикер парламента и глава правительства, затем [с 29 о ...

Формирование российского абсолютизма в XVII-XVIII вв.. Смута начала XVII в. и ее последствия
XVII-XVIII вв. стали новым периодом в истории России, когда при сохранении феодального строя и даже его укреплении началось формирование капиталистического уклада, произошли серьезные культурные преобразования, а также переход от боярско-дворянской монархии к абсолютизму. Все указанные процессы были взаимосвязаны, в их развитии можно вы ...

Деятельность инквизиции в разных странах Европы
Несмотря на кажущуюся вездесущесть инквизиционных трибуналов в Средневековой Европе, ее действие имело неодинаковую силу в различных европейских странах. Прежде всего нужно отметить, что наиболее бурная деятельность инквизиции наблюдалась в южных странах: Италии, Франции и на Пиренейском полуострове. Вместе с тем по мере продвижения на ...