История » Промышленный переворот в Германии XIX-начала XX века » Влияние промышленного переворота на дальнейшее развитие германской экономики

Влияние промышленного переворота на дальнейшее развитие германской экономики
Страница 1

К началу 70-х гг. Германия вступила в период нового, довольно мощного экономического подъема. Коренной перелом особенно проявился в основных технико-экономических показателях. Промышленность оснащалась новой техникой и энергетически перевооружалась. Значительно возросли объемы выпускаемой продукции, особенно в отраслях тяжелой промышленности. Вместо пудлингования нашли применение более производительные томасовский и мартеновский методы выплавки металла. Производительность труда превышала соответствующие показатели во Франции и Англии. Расширились объемы внешней торговли.

Ведущую роль в этом сыграли победа во франко-прусской войне (1870—1871) и политическое объединение страны в единую Германскую империю (1871).

Так, победа над Францией принесла победительнице огромную контрибуцию в 5 млрд. франков, направленную на оснащение немецкого производства [3, с. 170].

Кроме того, Германия заполучила богатые французские провинции — Эльзас и Лотарингию — и железные руды из Франции существенно пополнили германскую угольно-металлургическую базу Рейнского и Саарского бассейнов. Это вывело тяжелую промышленность Германии, особенно металлургию, металлообработку, машиностроение, на ведущие позиции в стране. Присовокупив довольно развитую хлопчатобумажную промышленность захваченных французских провинций, Германия удвоила выпуск ситценабивной продукции.

В свою очередь, образование единой Германской империи разрешало ряд важнейших проблем, ранее тормозивших ход капиталистического развития. Так, был создан единый государственный аппарат управления. Благодаря снятию внутренних таможенных барьеров был получен выход на общегерманский рынок. Установлено единое торговое законодательство. В 70-е гг. вводятся единая денежная система, системы мер и весов, общегерманское железнодорожное и почтовое право. Гражданам Германской империи декретировались гарантия частной собственности, свобода промысла и договорного соглашения.

В 1879 г. в стране была введена протекционистская политика, поощрявшая и поддерживавшая развитие отечественной индустрии повышением пошлин на импортную продукцию. По-прежнему государственной поддержкой широко пользовалось железнодорожное строительство. Многие железные дороги были национализированы.

С завершением в конце 70-х гг. промышленного переворота рост производства особенно усилился. Немецкая индустрия опиралась на новейшие технические изобретения: создание электромотора, двигателя внутреннего сгорания, паровой турбины, передачу электроэнергии на расстояние и пр. На предприятия страны поступала масса наемных работников. Источником ее пополнения был как самый высокий среди ведущих стран уровень рождаемости, так и поток разорившихся ремесленников и крестьян.

Ускорились темпы железнодорожного строительства. За первое пятилетие 70-х гг. было построено железных дорог больше, чем за предыдущее десятилетие.

За 1870—1910 гг. протяженность железных дорог выросла более чем в 33 раза и составила около 60 тыс. км. Фактически в 70-е гг. завершилось создание системы ширококолейных железных дорог. Теперь осуществлялось подведение железных дорог к каждому городу или заводу [3, с. 170].

На столь крупное железнодорожное строительство были направлены капиталы из разных источников: это и собственные денежные средства акционерных обществ, и иностранные, особенно английские инвестиции, а также контрибуция, полученная от Франции.

Масштабное железнодорожное строительство способствовало подлинному расцвету германской индустрии.

Особенно мощным толчком для развития технической базы производства, машиностроения и транспорта в конце XIX — начале XX вв. послужило использование двигателей внутреннего сгорания и электроэнергии. Продукция металлургии и машиностроения стала основой германского экспорта. В частности, по экспорту машин Германия вышла на первое место в мире.

Страницы: 1 2 3

Установление рабовладельческого строя в Афинах в VIII—VI веках до н.э.. Аттика к началу VIII века до н. э.
На юго-востоке Средней Греции далеко выдается в море большой полуостров. На нем расположена область Аттика. На западе аттики между горами и морем находится высокая равнина. Среди нее возвышается крутой холм со скалистыми обрывами. Еще во II тысячелетии до н. э. здесь возник город Афины. На вершине холма стоял акрополь. Вокруг него расп ...

Формационный и цивилизационный подходы к истории
В середине XIX в. в рамках позитивизма возникло два подхода к истории – формационный и цивилизационный. Первый представляет собой взгляд на прошлое как на процесс единый (однолинейный), прогрессивный, идущий по определенным закономерностям и ступеням. Классическим его примером является марксистская теория формаций. С точки зрения К. Мар ...

Культура нашего края
Архитектура. С конца XVII века в Саратове появляются каменные постройки. Первыми из них были церкви. До наших дней сохранился Троицкий собор, стоящий на музейной площади. Он выстроен в стиле нарышкинского барокко. Название стиля связано с Нарышкиными, богатыми родственниками Петра I, которые в конце ХVП-ХVШ веках строили в Подмосковье ж ...