История » Жизнь и быт крестьян Кондопожского края в конце XIX – начале XX вв. по материалам периодики Олонецкой губернии » Материалы о культуре Кондопожского края в периодике Олонецкой губернии. Общая характеристика культуры Кондопожского края

Материалы о культуре Кондопожского края в периодике Олонецкой губернии. Общая характеристика культуры Кондопожского края

В культуре местных крестьян переплетались как традиционные черты (православие), так и модернизационные (школа). О проникновение модернизационных тенденций говорит строительство школ и училищ в Кондопожской волости. О чем будет идти речь ниже.

Как известно православное христианство в Петрозаводском уезде, а соответственно и в Кондопожской волости было наиболее организованной и самой влиятельной конфессией. Церковь была очень приближена к человеку. И свои мирские дела крестьяне нередко решали в ней, собираясь в трапезной - внутреннем притворе, имевшемся почти в каждой церкви.

В ОГВ присутствуют упоминания о церквях Кондопожской волости, но о внутренней организации, клире и прихожанах в них не упоминается. Заполнить этот пробел помогла монография И.А. Черняковой “Карелия на переломе эпох”. Из нее мы узнаем, что с XVII в., после проведения церковной реформы, было введено “поставление” в священники только церковными властями[119].

В другой ее работе сказано, что священники не только сами добывали хлеб насущный, но и жили на тяглой земле - община так и не выделила здесь специально предназначенной Успенской церкви и освобожденной от податного бремени пашни. Наряду с тем, что они занимались богослужением, они участвовали в выплате государственных податей вместе со своими прихожанами, которые в глазах государства являлись налогоплательщиками.

Так называемая “руга" - налог на содержание причта и церкви - тоже собиралась и шла на пропитание младших чинов церковнослужителей, среди которых были одинокие женщины, престарелые, иногда увечные старцы и даже подростки. В середине XIX в. на содержание причта собиралось с крестьян 250 четвериков ржи (в 1 четверике - 30 фунтов) [120].

Для анализа материалов ОГВ необходимо привлечь другие источники. Например, из “Клировых ведомостей по третьему округу Петрозаводского уезда за 1873 г." известно, что “дома у Кондопожских священно-церковнослужителей собственные деревянные стоят на крестьянской земле. На содержание церковнослужителей назначено 420 руб. серебром: настоятелю - 180 руб., помощнику его - 120 руб., послушникам - 120 руб. ”[121]Прихожан в Кондопожской церкви было 647 душ мужского пола и 719 - женского”[122]. На рубеже XIX - XX вв. около полутора десятка лет настоятелем Успенской церкви в Кондопоге был отец Иоанн Александрович Смирнов[123].

Известно также, что в 1887 г. в Лычноостровской церкви священники получали - 120 руб., псаломщики - 40 руб., а просвирки - 24 руб. Прихожан в этой церкви было 660 душ мужского пола и 684 - женского[124].

В документах “О полугодичном обозрении благочестивыми церквей за первую половину 1907 г." сказано: “… богослужения в церквях во все воскресенья, праздничные и высокоторжественные дни отправлялось по чиноположению и уставу церковному в узаконенное время. Требования прихожан выполняются причтами неукоснительно, без замедления и всякого вымогательства за то платы. Письмо производством церковных документов занимаются все причты округа. Священники преимущественно занимаются ведением приходно-расходных книг и церковной летописи. Метрические книги и прочие церковные документы ведут дьяконы и псаломщикипод главным и непосредственным наблюдением священников. Причты округа ведут себя вообще трезво; живут между собою и прихожанами в мире и любви”[125].

Подавление протестантов.
Другим важным источником оппозиции, сокрушенным Ришелье со свойственной ему решительностью, являлось гугенотское (протестантское) меньшинство. Примирительный Нантский эдикт Генриха IV от 1598 гарантировал гугенотам полную свободу совести и относительную свободу богослужения. Он оставлял за ними большое число укрепленных городов – в осн ...

Князь Святослав. (945-972)
Сын Ольги и Игоря Святослав - самый легендарный из всех киевских князей, вновь вернулся к войнам. Традиционно войны Святослава оценивались как захватнические. Многочисленные походы Святослава в разных направлениях дали повод некоторым историкам считать его военным предводителем бродячей дружины, далеким от насущных интересов Киевской де ...

Упадок Ганзейского союза
Несмотря на все свои коммерческие и ратные успехи, Ганза, консервативная до мозга костей, сама себе постепенно создавала трудности. Ее правила требовали, чтобы наследство делилось между многочисленными детьми, а это препятствовало накоплению капитала в одних руках, без чего "дело" не могло расширяться. Постоянно не подпуская к ...