История » Жизнь и быт крестьян Кондопожского края в конце XIX – начале XX вв. по материалам периодики Олонецкой губернии » Промыслы крестьян Кондопожского края

Промыслы крестьян Кондопожского края
Страница 2

Большаки продают рыбу “маркитанам", которые сами приезжают на место продажи, избавляя тем самым от труда езды в город.Т.о. вся роль большака концентрируется в совете и торге, но торговать он должен честно “иначе рыба перестанет попадаться".

В продажу шла более крупная рыба, мелкая делилась между участниками “на варю” (т.е. каждому хватит сварить уху), при чем и рабочие нанятые на малый срок, за болезнью или пьянством кого-то из участников, тоже получали “на варю” ежедневно.

Складник строго следил за исправным посещением ловли, считая извинительным неявки только по болезни, родинам, крестинам, похоронам, служебным обязанностям и т.п. Если артельщику приходилось отсутствовать долгий срок, он нанимает от себя работника, при короткой отлучке артельщик получает свой пай наравне со всеми: “разве водочкой после угостит товарищей, больше ничего! ”"[96]

В одной из публикаций журнала “ВОГЗ" подробно рассказывалось об одном из промыслов села Тивдия - рыбной ловле[97]. В окружающих местность озерах и реках водятся сиги, лососи, гариусы, щуки, лещи, ряпушка, плотица, окуни, налимы, салага и ерши. Но с годами эти водоемы становятся все беднее, рыба исчезает. Поэтому ловля рыбы уменьшается, а цена на рыбу растет. По сведениям из этой публикации была составлена следующая таблица:

Таблица I 2. Цена выловленной рыбы в селе Тивдия в 1911 году (в коп).

 

раньше

сейчас

Окунь

2-3

5-9

Сиг

1-2

3-5

Мелкая рыба

1-2

3-5

Источник: Тивдия/Сообщение из уездов // ВОГЗ, 1911. №15.

Уменьшение ловли рыбы произошло из-за того, что лов рыбы производится большей частью в нерест и при том всевозможными способами и ловушками. Крестьяне используют сети, мережи, сачки, удочки, неводы, мережи, остроги и другие орудия лова[98].

Вероятно, крестьяне Тивдии и окрестных деревень вынуждены ходить на рыбный промысел все дальше - в отдаленные озера, где рыбы еще много.

Из всех известных промыслов в газете "Олонецкая неделя" встретились только сплав леса, промысел раками.

На сплаве леса крестьяне трудятся целое лето, три-четыре месяца. В основном это пришлые, они все это время живут в палатках. Заработок не большой - около одного рубля в день. Работа эта очень похожа на бурлацкую. Мужики следят, чтобы бревна шли строго по заданному курсу. Люди делятся на группы, две расположены по берегам, третья следит за течением бревен через заданный проход[99].

За один рубль в день это поистине батрачный труд. Ведь эта работа очень тяжела не только физически, но и морально. Многие из работников простужаются в холодных водах, теряют навсегда здоровье, а иные умирают от воспаления легких или какого-нибудь другого заболевания.

Страницы: 1 2 3 4

Так называемая реформа Сервия Туллия и падение царской власти
Эпоха, которую мы охватываем общими скобками под именем царского периода, отнюдь не является временем какой-либо неподвижности; на протяжении этого периода происходили, конечно, разнообразные изменения в общественной жизни и в правовом [с.72] строе. Однако, наступило время, когда жизнь стала в радикальное противоречие с самыми основами ...

Россия во второй половине 18в. Просвящ. абсолютизм Екатерины И. Гос-администр. и эконом. Реформы. Начало разложения феод-кропостн. системы. Запад. и Южн. Направл. внешней политики Екатерины П
Петр Ш не любил русский народ, зато боготворил Фридриха II. Его отличало обилие принятых гос. Актов за 6 месяцев правления, грубость к семье, пьянка, дурачество и отсутствие программы действий. Приговор двора, гвардии и духовенства был единодушен: Петр III не похож на настоящего государя и 28 июня 1762 г. гвардия совершила переворот в п ...

Макарьевские соборы 1547 и 1549 годов. Подготовка и проведение Стоглавого собора 1551 года
Венчание на царство имело прежде всего значение государственно-политическое, чтобы показать всему народу, что борьба партий закончилась и что теперь есть царь и можно к нему обращаться. Поэтому царь участвует во всех трех соборах: 1547 года, 1549 года и 1551 года - Стоглавом соборе. Эти соборы происходят почти через 100 лет после факти ...