История » Жизнь и быт крестьян Кондопожского края в конце XIX – начале XX вв. по материалам периодики Олонецкой губернии » История и состояние церквей и приходов Кондопожского края в начале ХХ в.

История и состояние церквей и приходов Кондопожского края в начале ХХ в.
Страница 1

В 1828 году была создана Олонецкая епархия. С того времени все православное духовенство подчинялось епископу (архиепископу), постоянно проживавшему в Петрозаводске. Иногда этот церковный начальник совершал поездки по своей епархии, чтобы лично увидеть каково положение дел на местах.

В 1897-1901 гг. епископом Олонецкой епархии был Назарий (Кириллов) (1850-1928). Он был сыном священника Донской епархии. С 21 октября 1897 г. Находился в должности епископа Олонецкого и Петрозаводского[51]. Это был очень деятельный церковный руководитель. Именно при нем стали издавать “ОЕВ". Он очень много ездил по своей епархии. В 1898 г. Преосвященный Назарий совершил поездку от Петрозаводска до Климетского монастыря и обратно. По пути он посетил церкви и часовни Кондопожского края. В поездке его сопровождал настоятель Петрозаводского кафедрального собора протоирей А.П. Надежин (1857-1931) - в монашестве Александр. С 1897 г. До 1 ноября 1906 г. Был нештатным членом Олонецкой Духовной консистории, членом совета Александро-Свирского братства. Он неоднократно печатался в ОГВ, вел раздел “Местная хроника" в ОЕВ (1898-1907), а с 9 января 1908 г. Стал ректором Тверской Духовной семинарии[52]. Именно он напечатал в “ОЕВ” подробное описание указанной выше поездки Преосвященного Назария[53].

Выезд Преосвященного Назария из Петрозаводска состоялся в 9 часов утра 3 февраля 1898 г. Отправился он сначала в Шуйский приход…, затем в Сунский. Церковь Сунского прихода была построена в 1835 г. На средства Петербургских купцов Ипполитова и Эртова. По заявлению священников в приходе много раскольников, да и православные холодны к церкви Божьей, уклоняются от исповеди и святого причастия и совершенно не радят о своем спасении. Глубоко опечалило Архипастыря то, что значительное большинство интересовавшихся его приездом крестьян этого прихода не вошли в церковь. Тяжелое впечатление Архипастыря еще более увеличилось при внимательном обозрении храма, где все заявляло о своей давней заброшенности: запыленные и загрязненные стены храма, закопченные дымом от плохого масла и свечей лики святых. Только порядочное пение собравшихся в церкви школьников немного развеяло грустные думы Архипастыря. Он произвел краткие испытания школьников по закону Божьему и нашел их ответы вполне удовлетворительными. После чего отправился в дом священника и дал ему несколько наставлений.

Дальнейший по пути следования был Кондопожский приход. Здесь две церкви: одна во имя Успения Пресвятой Богородицы, другая во имя Рождения Пресвятой Богородицы[54] (в настоящее время в д. Кондопога стоит лишь одна - Успенская).

Владыку встретил в храме больной и уже не способный вести службу батюшка, страдающий болезнью ног (в этом же году он умер и на его место бал направлен Иоанн Александрович Смирнов). Его поддерживали два крестьянина. Болезненное состояние священника весьма сказалось и на всем церковном хозяйстве. Здесь, как и в Сунском приходе на всем сказывалось запустение.

Очень внимательно прихожане слушали речь Владыки. Не менее порадовало его и то, как родители относятся к воспитанию своих детей. Неподалеку от опрашиваемых Преосвященным учеников стоял отец одного из них, внимательно прислушивающийся к ответам своего сына. Всякая остановка мальчика или допущенная им ошибка настолько волновала его, что он, не смотря на присутствие в церкви Архипастыря, неоднократно подходил к сыну, старался подсказать, брал за плечо, подталкивал - как бы стараясь путем физического воздействия освежить в его памяти пройденное…

По окончании осмотра прихода Архипастырь отправился в дальнейший путь по направлению к Климетскому монастырю, посетив предварительно Горский, Великогубский и Сенногубский приходы. На пути в Горский приход была сделана непродолжительная остановка в дер. Улитиной Новинки для посещения церковно-приходской школы. Успехи учеников и учениц оказались весьма хорошими по всем предметам школьного курса.

Страницы: 1 2 3 4

Личность патриарха Никона
Патриарх Никон, один из самых известных и могучих деятелей русской истории, родился в мае 1605 г. в селе Вельеманове близ Нижнего Новгорода в семье крестьянина Мины и был наречен при крещении Никитой. Мать его умерла вскоре после рождения. Отец женился во второй раз. Злонравная мачеха превратила жизнь мальчика в настоящий ад: морила его ...

Поворот в аграрной политике
Летом – осенью 1906 года был издан ряд указов, подготовивших поворот в аграрной политике. Крестьянский банк получил в свое распоряжение казенные, удельные (собственность царской семьи), кабинетские (личная собственность императора) земли в Европейской России и Сибири для продажи крестьянам. Отменялись сословные ограничения для крестьян ...

Устан. советской власти и формирование новой гос. полит. системы. Учредит. собрание в России. Конституция1918г. Выход России из 1 мир. войны. Брестский мир с Германией
Установление советской власти в России в 1917—1918 гг. : первые мероприятия советского правительства в политической, социальной, экономической областях. Брестский мир После Октября 1917 г. до весны 1918 г. шло становление советской власти на местах (“триумфальное шествие советской власти”)/ Одновременно происходила большевизация Совето ...