История » Инквизиционный процесс в Средневековой Европе - положительный и отрицательный опыт становления западной цивилизации » Наказания

Наказания
Страница 1

Теоретически, в задачу инквизиции не входило наложение наказаний. Ее миссия заключалась в спасении душ заблудших и наставлении их на путь истинный. Таким образом, наказания, которые все же накладывались на обвиняемых, вступивших на путь спасения, рассматривались как духовное лекарство - епитимья для очищения и искупления грехов.

Инквизитор никогда не приговаривал к смертной казни, он просто лишал покровительства Церкви закоренелого и нераскаявшегося еретика или рецидивиста. При этом объявлялось, что для осужденного было сделано все, чтобы спасти его заблудшую душу и, что он безумно отверг протянутую ему милосердную руку помощи. Еретик, упорствовавший в своем непослушании, упрямо отказывающийся сознаться в своей ереси и твердивший о своей невиновности, не мог быть спасен путем наложения на него духовного наказания. Естественным следствием этого являлась выдача такого обвиняемого в руки светской власти на сожжение. Но и здесь Церковь до последней минуты готова была проявить «милосердие» к обвиненному: если он все же сознавался в последний миг и готов был покаяться, его подвергали удушению, прежде чем запылает очистительное пламя костра[29].

Самым суровым наказанием, которое мог наложить сам инквизитор, было тюремное заключение. Это представлялось, как средство для кающегося очиститься от своих заблуждений путем наложения на себя бессрочного поста на хлебе и воде. Это наказание накладывалось только на обратившихся еретиков. Сначала срок тюремного заключения был не определен, но позднее решением Нарбоннского собора стали приговаривать к тюрьме всегда пожизненно.

Существовало два вида тюремного заключения: строгое и смягченное. В обоих случаях заключенный получал только хлеб и воду, содержался в одиночной камере и не мог иметь ни с кем общения из боязни, чтобы его не совратили другие или он не совратил кого-либо. Строгое заключение состояло в содержании заключенного в ножных оковах, прикованным к стене, в узкой темной камере. Это наказание налагалось на виновных в соблазне или в нарушении присяги путем дачи неполных признаний. Но вообще, выбор вида тюремного заключения, опять же, всецело зависел от воли инквизитора[30].

Если обвиняемый умирал после сознания и раскаяния, он все равно нес то наказание, которое понес бы, оставаясь в живых. При этом выкапывание тела из земли заменяло заключение в тюрьму. Наследники умершего подвергались легкой епитимье, которую можно было заменить денежным штрафом. В случае смерти обвиняемого до произнесения им отречения и раскаяния, он попадал в число нераскаявшихся еретиков, его останки подвергались сожжению, а имущество конфискации. Наказаниям подвергались также дети и внуки умерших и нераскаявшихся еретиков, которые подвергались ограничению прав на занятие общественных должностей, отрешались от занимаемых должностей и подвергались конфискации имущества.

Более легким видом наказания были епитимьи, налагаемые по усмотрению инквизитора. Наиболее легкими считались епитимьи в виде чтения молитв, посещения храмов, строгого исполнения обрядов, посты, паломничества по святым местам и благотворительные пожертвования.

Обычным условием епитимьи было самобичевание. Соборы в Нарбонне и Безье в 1244 и1246 гг, а также собор в Таррагоне в 1242 г упоминают о бичевании как легком наказании, налагаемом на добровольно обращенных и кающихся в течение срока милосердия. Эта епитимья часто длилась до самой смерти осужденного[31].

Паломничество считалось одной из самых легких форм наказания, но это лишь в сравнении с другими наказаниями. Паломничества, налагаемые инквизицией делились на большие (Рим, Компостелло, Кэнтерберри и. др) и малые (к местным святыням). За какие преступления налагалось это наказание видно из приговора 1322 г по делу трех обвиняемых. Вся их вина состояла в том, что они видели вальденских наставников в доме своих родителей, не зная кто это. В первое время инквизиции назначались паломничества в Палестину, куда кающиеся должны были отправляться в качестве крестоносцев.

Далее шли епитимьи позорные и унизительные: ношение крестов, нашитых на верхнюю одежду и ношение позорного одеяния еретиков - “санбенито”. Тип санбенито зависел от характера греха, и осужденные должны были носить его в определенное время. Одним предписано было надевать эту одежду по праздникам и воскресеньям, другим же постоянно. В практике испанской инквизиции санбенито надевали на приговоренных к тюремному заключению, когда в праздники их выставляли у дверей церкви в назидание правоверным католикам[32].

Нарбоннский собор 1229 г предписывал ношение крестов всем обращенным, кто добровольно отрекся от ереси. Собор в Безье в 1234 г грозил конфискацией имущества всем, кто откажется носить эти знаки позора или будет скрывать их. Собор в Валансьене в 1248 г постановил, что такого рода ослушники должны будут загладить свою вину, а в случае повторения с ними должно поступить как с нераскаявшимися еретиками[33].

Страницы: 1 2

Описание системы жанров и тематики публикаций в журнале "Пионер" 1951-1953 и 1956-1958 годов
По словам редакции, опубликованным на сайте журнала, "Пионер" честно, изо всех сил делал свое дело, - как он понимал его сам и как учили старшие товарищи. Его страницы запечатлели время таким, каким оно было". В издании журнала использовались определенные жанры публицистики и беллетристики, доступные детскому восприятию. ...

Россия на пути современной модернизации
После распада СССР началось развитие России как суверенного государства, вставшего на путь современной модернизации. Одним из ее направлений стала радикальная экономическая реформа, целью которой был перевод экономики на рыночные методы хозяйствования. Ее программа, разработанная под руководством Е. Т. Гайдара, была принята в октябре 19 ...

Массовые репрессии
Сталинский режим опирался на карательные органы ЧК - ГПУ - НКВД. И.В. Сталин сделал вывод, что по мере движения к социализму классовая борьба будет обостряться. Это стало теоретической основой для поиска «врагов народа». Был создан миф о «вредителях», которые, якобы, совершают экономические преступления, вредят делу социализма. Инженеро ...