Возвращение в Москву
После закрытия в Самаре университета учёный возвращается в Москву и работает в средних учебных заведениях преподавателем географии и обществоведения. Он интенсивно включается в краеведческую работу и начинает последовательно изучать и описывать старинный рукописи, прежде всего летописи, хранившиеся в Историческом музее.
М.Н. Тихомиров открывает в хранилищах Москвы много ранее неизвестных или малоизвестных памятников письменности, описывает их, готовит к печати (изредка удаётся что-то публиковать), начинает составлять свод сведений о летописных произведениях. Такая научная работа продолжалась без оплаты несколько лет. Талант и преданность делу археографии были замечены крупнейшими в ту пору знатоками памятников древнерусской письменности академиками А.И. Соболевским и М.Н. Сперанским (а ранее и В.Н. Перетцем), и сам Тихомиров вскоре входит в сонм этих знатоков. А затем учёного пригласили уже на штатную должность; несколько лет он заведовал отделом рукописей Исторического музея. Там Тихомиров существенно обогащает знания о первопечатной книге и затем на протяжении десятилетий будет публиковать исследования о начале русского книгопечатания. Так, Тихомиров ещё в 1920-е годы углубляется в проблемы описательной археографии, развитие которой он возглавит в нашей стране через 30 лет. Ещё тогда вырабатывалась и методика овладения специальными историко-филологическими дисциплинами, прежде всего палеографией, которая затем найдёт воплощение в педагогической практике учёного и в его учебных пособиях.
Для Тихомирова история прошлого не столько концепция исторического процесса, сколько конкретная событийность и каждодневность и сама методика исторического исследования. Тихомиров уклонялся от теоретических дискуссий, особенно по поводу того или иного слова в сочинениях теоретиков марксизма-ленинизма не только потому, что первоначально для него это могло быть и небезопасно (младший брат Борис - погиб в годы сталинского террора), но прежде всего от того, что не имел вкуса к такого рода размышлениям. Он не был историком-эмпириком, но мыслил - и в трудах широкомасштабных, обобщающего типа, и в близких к краеведческой тематике - всегда конкретно, учитывая воздействие не только определяющего фактора развития, но и сочетание частных обстоятельств, характерных именно для данного времени и места, данного исторического деятеля. И выявление подобных обстоятельств доставляло учёному наибольшую радость. И это своё мастерство, так же как умение быстро датировать рукопись по палеографическим признакам, определять по немногим деталям стиль архитектурного здания, имитировать язык приказного документа, он сам особенно ценил. Такое отношение как бы отражало меткое выражение А.П. Чехова: профессионализм - это главное качество интеллигентного человека.
С середины 1930-х годов учёный старается прежде всего обобщить и продолжить научные изыскания предшествовавших десятилетий в книгах и монографического типа статьях. Однако когда академик Б.Д. Греков привлёк его к подготовке академического издания Русской правды, то он подготовил к печати не только около половины сохранившихся списков этого памятника, но также статьи, учебное пособие по нему и докторскую диссертацию.
Протопоп Аввакум
Протопоп Аввакум является одним из основателей старообрядчества, писатель, сын сельского священника. В 1646-47 года входил в «кружок ревнителей благочестия», и стал известен царю Алексею Михайловичу. В 1652 году был протопопом в городе Юрьевце Повольском, затем священником Казанского собора в Москве. За резкое выступление против церковн ...
Система поземельных отношений. Османская община
Термин таифа, является более широким понятием, и обозначал всякий самоуправляемый территориально-производственный коллектив. Помимо крестьянской общины он распространялся ан торгово-ремесленные товарищества и войсковые корпорации османской традиционной армии. Термин джамаа видимо приобрел более узкое значение. Он чаще использовался для ...
Укрепление центрального аппарата власти и власти на
местах
В правление Генриха I был значительно усовершенствован центральный государственный аппарат. Королевская курия разделилась на большой совет (Magnum consilium) и постоянный правительственный орган (малую курию). Большой совет созывался три раза в год (на рождество, пасху и троицу) в составе сановников короля, главных его служащих и круп ...
