История » Отражение политической идеологии в культуре первой половины XVIII века » Искусство

Искусство
Страница 1

В XVIII веке в России начинает формироваться так называемая «новая» русская культура. Непременным условием ее утверждения были завершение процесса «обмирщения» в искусстве, признание вымысла одним из ведущих структурообразующих факторов художественного произведения и создание новой жанровой системы.S

Русская литература XVIII столетия сохранила и умножила лучшие качества предшествующего периода: ее патриотизм, связь с народным творчеством, интерес к человеческой личности, сатирическое осмеяние общечеловеческих пороков. Литература непосредственно вмешивалась в решение актуальных политических, социальных и нравственных вопросов и, скинув, с себя религиозную оболочку стала мощным орудием дальнейшего роста национальной культуры и самосознания русского народа.

Одной из закономерностей развития литературы был процесс ее неуклонной демократизации. Он прослеживается на идеологии, и на уровне поэтики. Первом этапе главным содержанием этого процесса было, обращение к ее к «земным» радостям и горестям. Если в 40-50 годы ведущее место стали занимать высокие жанры с аристократическими героями, то позже стали появляться пьяницы, забияки и остальные представители распутного образа жизни.

Формирующейся в петровское время новый тип общественного сознания, требовал подчинить всю деятельность гражданина «общей пользе», крепко связывающей передовых писателей с просветительскими идеями. Так появились писатели-борцы, проявлявшие мужество в борьбе с людскими пороками. Для более оперативной связи с читательскими кругами стали выпускать с 60-х годов развернуто журналы.

В литературе петровского времени продолжает сохраняться ряд традиционных особенностей древнерусской письменности. Литература все еще остается рукописной и чаще всего анонимной.

Человек в петровское время уже заслуживает того, что бы ему разъяснили государственную политику, что бы он действовал не слепо по приказу, проникся субъективным сознанием пользы тех или иных государственных мероприятий. Этому в немалой степени помогла первая Русская печатная газета «Ведомости». (Ред. Б.А. Рыбакова «Очерки Русской культуры XVIII в. М., 1988 г. Стр. 214»).

Идеалом петровского времени стал человек-гражданин, человек патриот. Требовалось исполнение своего гражданского долга во всей его полноте, при этом не ограничивались права пользоваться земными радостями.

Беллетристика этой эпохи была разнообразной по составу. Здесь встречаются переделки эпических жанров фольклора: былин, исторических песен, духовных стихов, сказок. Популярны были повести XVII в., переводная литература. Читательскую аудиторию составляли люди разных сословий (дворяне, купцы, посадские люди и даже грамотные крестьяне). В повествовательно литературе особенно выделяются три «Гистория»: «Гистория о российском матросе Василии Кориотском и о прекрасной королевне Ираклии Флоренской земли», «Гистория о Александре российском дворянине» и «Повесть о шляхетском сыне».

В первой трети XVIII столетия развивается барочный тип литературы. Именно барокко в России было связано с появлением силлабического стихотворства.

В петровское время стали складываться также предпосылки формирования Русского классицизма. Классицизм был связан с просветительской идеологией, отводя большую роль в государстве посвященному монарху, создавала собственный образ правителя – не философа, а работника на троне. Самые известные деятели классицизма были известные идеологи того времени: Ф.Прокопович, Ломоносов, А.Д.Кантемир, В.К.Тредиаковский.

Русская литература XVIII в. в отличие от древнерусской, протекала в русле определенных направлений. Наиболее полно выявили себя классицизм и сентиментализм. Они дали возможность полнее раскрыться основному объекту художественного исследования - человеческой натуре.

В XVIII веке сыграло роль в истории становление русского театра. Сложился и достиг рассвета, не смотря на преследование церкви, народный театр. «Скоморошескому» театру противостоит театр «церковного алтаря», не получивший развития в условиях становления абсолютизма.

Петр I, оценив силу воздействия театральных зрелищ, в самом начале XVIII в. делает попытку подключить театр к пропаганде своей внутренней политики, сделать его одним из средств утверждения абсолютистской идеологии. С этой целью он решает создать общедоступный публичный театр. В 1702 г. В Москву была приглашена труппа немецких актеров под руководством Иоганна Кунста.

В сфере живописи Петром был разработан проект создания Академии Художеств. Открытие Академии состоялось 17 ноября 1757 г. В Петербурге. Живописное искусство утверждало высокое представление о человеке, свободу личности.

В живописном активно складывался парадный портретный жанр. Этот жанр активно развивали такие художники, как И.П.Аргунов, И.Я.Вишняков. в конце второй четвертиXVIII в.в живописи нарастала реалистичная тенденция, особенно заметная в манере А.П.Антропова. однако в этот период живопись представляла собой элемент убранства дворцовых залов.

Страницы: 1 2

Моск. Царство в 46 в. Правление Ивана 4. Содержание реформ правительства А. Адашева и их историческое значение
16 Января 1547 г. Иван 4 торжественно венчался на царство. Отныне главное главной задачей московского государя была охрана православия и забота о православных – утверждение на земле истинной Правды. По чину, который составил митрополит Макарий, Иван Васильевич венчался «шапкою Мономаха» и стал именоваться «царем и великим князем всея Р ...

Инквизиционный судебный процесс: его формы и стадии
В качестве судьи инквизитор охранял веру и карал оскорбления, нанесенные Богу ересью. Таким образом, преступления, которые подлежали инквизиторскому преследованию, были чисто духовными. Поэтому инквизитор рассматривался как духовник, который призван бороться за спасение душ «заблудших» от вечной погибели. Он стремился выполнить свою мис ...

Борьба за лидерство в полит обединении сев- вост. Руси. Первые московские князья, их внутр. И внешн. Политика
Москва долгое время даже не имела своего князя. Москва занимала большую часть по среднему течению р. Москва. Ее земли интенсивно заселялись, т. к. были относительно безопасными. Прикрытая густыми лесами с одной стороны и богатыми соседями с другой стороны. В Москву стекались переселенцы, умножая богатство и силу княжества. На Москву раб ...