История » Отражение политической идеологии в культуре первой половины XVIII века » Искусство

Искусство
Страница 1

В XVIII веке в России начинает формироваться так называемая «новая» русская культура. Непременным условием ее утверждения были завершение процесса «обмирщения» в искусстве, признание вымысла одним из ведущих структурообразующих факторов художественного произведения и создание новой жанровой системы.S

Русская литература XVIII столетия сохранила и умножила лучшие качества предшествующего периода: ее патриотизм, связь с народным творчеством, интерес к человеческой личности, сатирическое осмеяние общечеловеческих пороков. Литература непосредственно вмешивалась в решение актуальных политических, социальных и нравственных вопросов и, скинув, с себя религиозную оболочку стала мощным орудием дальнейшего роста национальной культуры и самосознания русского народа.

Одной из закономерностей развития литературы был процесс ее неуклонной демократизации. Он прослеживается на идеологии, и на уровне поэтики. Первом этапе главным содержанием этого процесса было, обращение к ее к «земным» радостям и горестям. Если в 40-50 годы ведущее место стали занимать высокие жанры с аристократическими героями, то позже стали появляться пьяницы, забияки и остальные представители распутного образа жизни.

Формирующейся в петровское время новый тип общественного сознания, требовал подчинить всю деятельность гражданина «общей пользе», крепко связывающей передовых писателей с просветительскими идеями. Так появились писатели-борцы, проявлявшие мужество в борьбе с людскими пороками. Для более оперативной связи с читательскими кругами стали выпускать с 60-х годов развернуто журналы.

В литературе петровского времени продолжает сохраняться ряд традиционных особенностей древнерусской письменности. Литература все еще остается рукописной и чаще всего анонимной.

Человек в петровское время уже заслуживает того, что бы ему разъяснили государственную политику, что бы он действовал не слепо по приказу, проникся субъективным сознанием пользы тех или иных государственных мероприятий. Этому в немалой степени помогла первая Русская печатная газета «Ведомости». (Ред. Б.А. Рыбакова «Очерки Русской культуры XVIII в. М., 1988 г. Стр. 214»).

Идеалом петровского времени стал человек-гражданин, человек патриот. Требовалось исполнение своего гражданского долга во всей его полноте, при этом не ограничивались права пользоваться земными радостями.

Беллетристика этой эпохи была разнообразной по составу. Здесь встречаются переделки эпических жанров фольклора: былин, исторических песен, духовных стихов, сказок. Популярны были повести XVII в., переводная литература. Читательскую аудиторию составляли люди разных сословий (дворяне, купцы, посадские люди и даже грамотные крестьяне). В повествовательно литературе особенно выделяются три «Гистория»: «Гистория о российском матросе Василии Кориотском и о прекрасной королевне Ираклии Флоренской земли», «Гистория о Александре российском дворянине» и «Повесть о шляхетском сыне».

В первой трети XVIII столетия развивается барочный тип литературы. Именно барокко в России было связано с появлением силлабического стихотворства.

В петровское время стали складываться также предпосылки формирования Русского классицизма. Классицизм был связан с просветительской идеологией, отводя большую роль в государстве посвященному монарху, создавала собственный образ правителя – не философа, а работника на троне. Самые известные деятели классицизма были известные идеологи того времени: Ф.Прокопович, Ломоносов, А.Д.Кантемир, В.К.Тредиаковский.

Русская литература XVIII в. в отличие от древнерусской, протекала в русле определенных направлений. Наиболее полно выявили себя классицизм и сентиментализм. Они дали возможность полнее раскрыться основному объекту художественного исследования - человеческой натуре.

В XVIII веке сыграло роль в истории становление русского театра. Сложился и достиг рассвета, не смотря на преследование церкви, народный театр. «Скоморошескому» театру противостоит театр «церковного алтаря», не получивший развития в условиях становления абсолютизма.

Петр I, оценив силу воздействия театральных зрелищ, в самом начале XVIII в. делает попытку подключить театр к пропаганде своей внутренней политики, сделать его одним из средств утверждения абсолютистской идеологии. С этой целью он решает создать общедоступный публичный театр. В 1702 г. В Москву была приглашена труппа немецких актеров под руководством Иоганна Кунста.

В сфере живописи Петром был разработан проект создания Академии Художеств. Открытие Академии состоялось 17 ноября 1757 г. В Петербурге. Живописное искусство утверждало высокое представление о человеке, свободу личности.

В живописном активно складывался парадный портретный жанр. Этот жанр активно развивали такие художники, как И.П.Аргунов, И.Я.Вишняков. в конце второй четвертиXVIII в.в живописи нарастала реалистичная тенденция, особенно заметная в манере А.П.Антропова. однако в этот период живопись представляла собой элемент убранства дворцовых залов.

Страницы: 1 2

Школа
Потребность в светском образовании возникла уже в XVII в., когда в русской социально – экономической жизни начались перемены связанные с развитием внутренней и внешней торговли, складыванием всероссийского рынка, развитием ремесла, возникновением мануфактур. Ремесленное производство, мануфактуры и торговля, зодчество, военное дело, врач ...

Возвращение в Москву
После закрытия в Самаре университета учёный возвращается в Москву и работает в средних учебных заведениях преподавателем географии и обществоведения. Он интенсивно включается в краеведческую работу и начинает последовательно изучать и описывать старинный рукописи, прежде всего летописи, хранившиеся в Историческом музее. М.Н. Тихомиров ...

Смерды.
Древнерусские смерды XI-XII в.в. обрисовываются как значительная часть полукрестьянского феодально-зависимого населения Киевской Руси. Смерд был лично свободен. Вместе с семьей он вел свое хо­зяйство. Князь давал смерду землю при усло­вии, что тот будет работать на него. В слу­чае смерти смерда, не имеющего сыновей, земля возвращалась к ...