История » Отражение политической идеологии в культуре первой половины XVIII века » Общественно-политическая мысль

Общественно-политическая мысль
Страница 2

Для Посошков царь – “единый высокопарный белый орел, явный правдолюбец, истинный самодержец”. Посошков ярый сторонник абсолютизма. Он отчетливо представляет себе сущность этой формы правления: русский царь - “ самый властительный и всецелый монарх, а не аристократ, ниже демократа”. В своей “книге о скудости и богатстве” он разрабатывал меры для возвращения беглых крепостных их владельцам. Посошков так же тщательно разрабатывал меры для улучшения жизни крестьян. Он считал, что крестьяне даны помещикам во временное владение, в обеспечение их государственной службы, истинный и постоянный их владелиц монарх. Поэтому монарх должен издавать указы, защищающие крестьян от произвола помещиков.

Не менее интересны его взгляды на роль и значение купечества - “без купечества не токмо великое, но и малое царство стоять не может ”. ( Б.Краснобаев “Очерки истории Русской культуры XVIII в.” М.,1972 стр.13). Для своего времени это свежая прогрессивная мысль.

В книге «о скудости и богатстве» Посошков выдвинул целую программу экономических и административных мероприятий, в том числе усовершенствование законодательства, наведения порядка в судах и в управление страной. Благодаря его программе Посошков провел остаток своих дней в Петропавловской крепости.

Посошков исходил, прежде всего, в интересах мелкого и среднего купечества и промышленников, которыми “всякое государство богатится”. Государство должно устранить для русских предпринимателей конкуренцию, как иностранных купцов, так и представителей других сословий – дворян, чиновников и крестьян. Осуществить эту программу возможно, только с активной помощью государства, путем кредитования и компании.

Рядом с глубокими и смелыми для времени идеями мы встречаем у Посошкова требования, “сечь батогами и плетьми купцов, берущих излишнюю цену, пытать и огнем жечь воров разбойников”.

Особое значение в книге имеет глава “О крестьянстве”. Посошков был первым представителем русской общественной мысли, который обратил внимание на тяжелое положение крестьянства. Таким образом, программа Посошкова направлена на ослабление крепостного гнета, но не против крепостнической системы. Но, осуждая крепостной гнет, выступая за регламентацию законом крестьянских повинностей, Посошков одновременно требовал усилить надзор за крестьянами и предлагал меры, позволяющие еще больше закабалить крестьян.

Он решительно против новой светской культуры, для него Коперник – «Богу соперник». Его нравственные понятия и требования определяются домостроевскими традициями и церковной идеологией. Посошков обеспокоен тем, что “уже много нашего Российского народа в погибельные ереси уклонилось”. Падение авторитета церкви он видит в не учености священников. Многие не знают основ христианства, не умеют писать и читать.

“Книгой о скудости и богатстве” Посошков внес в общественно - политическую мысль России ряд прогрессивных идей, имевших буржуазную направленность, но его практические предложения, да и сами идеи, были весьма не последовательны и в большинстве случаев не выходили за рамки требований купеческого сословия.

Идея неограниченной абсолютной власти как реформирующей силы, способной обеспечить процветание государства, пронизывала общественную мысль первой четверти XVIII в.; она преобладала политических, государственных актах, в дворянских проектах реформ, в сознание купечества, а также в сознание народных масс (как вера в хорошего царя).

Страницы: 1 2 3 4

Кризис «военного коммунизма» и переход к новой экономической политике
Полное и правильное представление о событиях 20-х годов, взлете и падении рыночной экономики, политических дискуссиях вокруг НЭПа невозможно без понимания предыдущего этапа, который известен под названием «военный коммунизм». Политика «военного коммунизма» довела народное хозяйство страны до полного краха. В 1920 г. объем промышленного ...

Социальные движения «смутного времени»
Были видения в Нижнем Новгороде, во Владимире. Власти Троицко-Сергиева монастыря, архимандрит Дионисий и келарь Палицын, рассылали по русским городам одну грамоту за другою. Казаки волновали отдаленную Камскую Русь. Когда Троицкие грамоты пришли в Нижний, и когда протопоп прочитал их собравшемуся народу, тогда один из нижегородских граж ...

Основные уроки войны и современность
Минуло уже 55 лет со дня победоносного окончания Великой Отечественной войны. Отмечая юбилей Победы, необходимо учитывать, что война, ее итоги и последствия многими нитями связаны с современностью. Из опыта Великой Отечественной войны можно и нужно извлечь уроки, полезные при решении насущных задач в различных сферах жизни нашего общест ...