Общественно-политическая мысльСтраница 1
Общественная мысль по своей природе – отклик на события общественной жизни. В XVIII веке общественная мысль унаследовала многие проблемы от “бунташного ” XVIII века. Новый век рождал новые проблемы, новые темы для размышления публицистов, идеологов для различных классов и групп общества, для всех мыслящих людей. Активную роль в социально-экономической, политической и культурной жизни страны играла абсолютная монархия, которая окончательно сформировывалась в первой четверти XVIII века. ( Б.Краснобаев “Очерки истории Русской культуры XVIII в.” М.,1972) Она стремилась регламентировать общественную и личную жизнь подданных. Для дворян абсолютизм был политическим обобщением их классовой воли. Поэтому дворянские идеологи были убежденными сторонниками абсолютной монархии, и боролись с попытками аристократической критики принципов абсолютизма. Крестьянство в монархе видело защиту от притеснений помещиков и чиновников.
Развитие капитализма в России и начало разложения крепостнического хозяйства затрагивало интересы всех классов и сословий, усложняло их взаимоотношения, обостряло классовую борьбу.
В общественной мысли на одно из первых мест постепенно выдвигаются экономические и социальные вопросы.
С 60-х годов XVIII в. Крестьянский вопрос становится в России главным на долгие десятилетия, все больше говорят о гуманном отношение к крепостным. Возникает мысль о том, что решение крестьянского вопроса неотделимо от решения вопроса о политическом строе. Путь к решению – в революции против самодержавия. Но уже в 1767-1768 гг. дворянские идеологи вынуждены были защищать свои привилегии.
От XVII века общественная мысль унаследовала проблемы связанные с религией и церковью. Пока сохранялся феодальный строй, сохранялись экономические, политические и социальные основы для существования церкви религиозной основы.
Правительству и его идеологам приходилось думать о полном подчинении церкви своей политике, и одновременно об идеологическом укрепление церкви, повышении ее морального авторитета.
К середине XVIII века первая задача была решена – церковь полностью подчинена государственной власти, а затем лишена земельных владений. Вторая задача решалась куда менее успешно. В XVIII веке наблюдался “ глубокий упадок церковного авторитета ” (проф. Ключевский В. Курс Русской истории, ч.IV. М. 1937, стр. 42). Уже в XVIII веке духовенство потеряло значение единственного учительного сословия. Не прорвав средневековых религиозных пут, сковавших мысль, знание, искусство и литературу, невозможно было двигаться вперед. Вот почему к проблемам связанным с религией и церковью, постоянно приковано внимание русской общественной мысли. На протяжении всего XVIII в. Философы, публицисты, идеологи разных слоев населения ожесточенно обсуждали и спорили на счет идеологии религии. Потеря морального авторитета церкви привела к возникновению другого религиозного течения, такого как масонство.
Одним из самых распространенных мыслителей того времени являлся Иван Тихонович Посошков. Посошков как бы олицетворял связь века XVII с веком XVIII. Дата его жизни – 1652-1726гг. по сословному происхождению Посошков крестьянин, но уже дед и отец его были ремесленниками - серебряниками из подмосковного села Покровское – Рубцова. Он постоянно занимался изобретательством (напр. “огненная рогатка”), рационализаторством (усовершенствовал денежный станок). Он приобрел дома в Петербурге и Новгороде, деревни с крепостными крестьянами, текстильную мануфактуру. В Посошкове можно видеть представителя среднего купечества. Его живо интересовали богословские и религиозно - нравственные проблемы. Он даже пытался опубликовать свою ”Книгу о скудости и богатстве” – итог многолетних наблюдений и размышлений. Эта книга выдающейся памятник экономической и общественной мысли. Она была подана совершенно секретно Петру I, но до него так она и не дошла.
Понятие раскола
Раскол,
религиозно-общественное движение, возникшее в России в середине 17 в. Поводом для возникновения Р. послужила церковно-обрядовая реформа, которую в 1653 начал проводить патриарх Никон с целью укрепления церковной организации. За ликвидацию местных различий в церковно-обрядовой практике, устранение разночтений и исправление богос ...
Продолжение борьбы. Великое княжество Тверское при Константине Михайловиче
(1306-1345 гг.)
В 1327 г. в Твери произошло известное избиение Узбекова посла Шевкала и его свиты. Этим обстоятельством воспользовался Иван Данилович московский (Калита): он привел из Орды на Тверскую землю татарские полчища. Тогдашний тверской князь, Александр Михайлович, вынужден был бежать из Твери; примеру его последовали и братья его, Константин и ...
Реформы Петра I и победа абсолютизма
Эпоха Петра I стала временем серьезных преобразований, охвативших все стороны государственной и общественной жизни, хотя и проводившихся не по заранее обдуманному и четко спланированному замыслу. Их двигателем, по мнению В. О. Ключевского, была война, целью которой для Петра I стало добиться превращения России в морскую европейскую держ ...