Заключение
В 30-40-е гг. советское государственное управление неоднократно реформировалось, отразило особенности: а) короткой межвоенной паузы 20-30-х гг.; б) Второй мировой войны с 1939 г. и Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.; в) послевоенного развития второй половины 40-х — начала 50-х гг. Оно перманентно перестраивалось на основе Конституций РСФСР, Союза ССР и других республик применительно к менявшимся задачам и условиям каждого из этих трех периодов, под влиянием внутренних и внешних объективных факторов, а также факторов субъективного характера, связанных с качеством властной и управленческой элиты.
В 20-е гг. советское управление было реформировано по-нэповски, обрело союзный уровень в условиях образования СССР, изменило свой характер в 30-е гг. в условиях утвердившихся качественно новых, социалистических основ во всех сферах общества. Вторая мировая и Великая Отечественная войны обусловили специфическое превращение государственного управления в сражавшееся управление, сочетавшее конституционность, народность, чрезвычайность, централизм и другие черты как органа-чески присущие советскому типу управления, так и вынужденные экстремальной военной обстановкой. Послевоенное управление функционировало на конституционной правовой основе а под влиянием холодной войны вынуждено было порой применять административно-командные методы и формы, жесткий централизм, которые отягащались проявлениями культа личности, нарушением советской демократии, формированием режима диктата властного бюрократического аппарата Советов и ВКП(б), утверждением в системе управления авторитарно-бюрократического стиля, репрессиями ответственных должностных лиц государства и партии, специалистов разных отраслей народного хозяйства и культуры.
Обеспечившее победу над фашизмом послевоенное ускоренное восстановление экономики, дальнейшее социальное восхождение СССР, превращение его во вторую ядерную и супердержаву, в лидера социалистической линии мирового развития советское государственное управление на рубеже 40-50-х гг. оказалось опутанным накопившимися противоречиями, пораженным растущими кризисными явлениями. Вызревали потребность и предпосылки радикального демократического реформирования всей его системы с учетом задач и возможностей нового исторического этапа, лучших образцов мирового опыта государственного управления.
Военный коммунизм
Не менее глубокий след, чем события на фронтах гражданской войны, оставило в народной памяти положение внутри самой Советской республики, которое постепенно складывается в систему «военного» или «осадного» коммунизма.
Раньше в советской литературе говорилось, что политика военного коммунизма была вынужденной. Однако факты свидетельству ...
Сущность
Гражданской войны и ее «виновники»
Дискуссию по этому вопросу начали лидеры политических партий. Большевики полагали, что Гражданская война - это более острая форма классовой борьбы, была навязана рабочим и крестьянам бывшими эксплуататорами, которые пытались реставрировать монархию. Противники большевиков утверждали, что большевики первыми применили насилие и оппозиция ...
Ганзейский союз и Русь
В XIV-XV вв. при посредничестве Ганзейского союза велась основная торговля Руси с Западом. Из Руси вывозили воск и пушнину - главным образом, белку, реже - кожу, лен, пеньку, шелк. На Русь Ганзейский союз поставлял соль и ткани - сукно, полотно, бархат, атлас. В меньших объемах ввозилось серебро, золото, цветные металлы, янтарь, стекло, ...
