История » Влияние советской идеологии на жанрово-тематическое своеобразие детской периодики 1951-1958 годов » Введение

Введение
Страница 1

В данной работе была предпринята попытка рассмотреть детские периодические издания 50-х годов с точки зрения отражения на их страницах идеологии того времени. В качестве материала для исследования был выбран журнал "Пионер" - официальный печатный орган всесоюзной пионерской организации в СССР.

Исследование этого вопроса вполне отвечает интересам современной науки, так как многие исследователи отмечают, что "сегодня важным и актуальным направлением научных исследований является изучение роли прессы в формировании массовых представлений людей и создании общественного мнения, а также инструментария прессы и телевидения…" [7, с.21].

Средства массовой информации (и печатные СМИ в частности) являются основным инструментом распространения информации, воздействующей на общественное сознание.

Не случайно журналистику называют "четвертой властью", так как именно СМИ формируют общественное мнение, осуществляя информирование аудитории, освещая те или иные события, и идеологическое воздействие.

Многие исследователи эти качества журналистики определяют так: "В духовном отношении информация СМИ характеризуется идеологической заостренностью, пропагандистским характером и "акцентированной актуальностью". Особенно важно бывает добиться, чтобы аудитория усвоила определенные идеи, взгляды, нравственные, политические или иные ценности. Этим пресса отличается от таких институтов воспитания, как семья и школа, ориентированных на общее развитие личности" [15, с.14].

На страницах печатных СМИ в полной мере отражаются идеология и общественные устои тех или иных периодов жизни страны. В этой связи средства массовой информации можно с полным правом назвать зеркалом общества. Как справедливо замечает профессор А.И. Акопов, " . журналистика отражает общественную жизнь во всех ее проявлениях, а тип, вид издания (равно как и телевизионной или радиопередачи) есть форма такого отражения" [1, с.6].

Поэтому периодические издания дают прекрасную возможность для изучения социальной жизни общества, господствующих идеологических установок и общепринятых моральных ценностей. Здесь мы полностью разделяем точку зрения С.А. Обухова, который в частности писал: "Отражение в публицистических формах понимания тех или иных явлений и проблем становится весьма наглядными и интересными для изучения" [12, с.76].

Особо показательны, на наш взгляд, в этой связи периодические издания советского времени, так как они в полной мере несут на себе отпечаток идеологии того периода. Ведь советская пропаганда уделяла особое внимание именно печатному слову. "Сегодня слово на боевом посту". - Утверждали авторы учебников по мастерству пропагандиста. - "Оно мобилизует советских людей на создание в нашей стране материально-технической базы коммунизма, борется за прочный мир и разоружение, воспитывает человека коммунистической морали, воодушевляет советскую молодежь на новые трудовые свершения" [4, с.12].

В полной мере такое понимание задачи журналистики можно отнести и к детским периодическим изданиям советского периода. К тому же общеизвестно, что в изданиях для детей внимание к публикуемым материалам становилось особенно пристальным, так как журналы и газеты для подрастающего поколения были, прежде всего "воспитывающие".

Страницы: 1 2 3

Журнал “Вестник Олонецкого Губернского земства”
Мысль о создании земского журнала была навеяна Олонецкому губернскому земству жизнью, явлениями и факторами действительности. Первой, в ряде причин, была необходимость осведомлять население губернии о том, что делает земство и на что оно тратит деньги, собираемые с плательщиков; затем стояло желание узнать, чего хотят крестьяне от земст ...

Поворот в аграрной политике
Летом – осенью 1906 года был издан ряд указов, подготовивших поворот в аграрной политике. Крестьянский банк получил в свое распоряжение казенные, удельные (собственность царской семьи), кабинетские (личная собственность императора) земли в Европейской России и Сибири для продажи крестьянам. Отменялись сословные ограничения для крестьян ...

Основные принципы системного подхода (системного анализа)
Целостность, позволяющая рассматривать одновременно систему как единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней. Иерархичность строения, то есть наличие множества (по крайней мере, двух) элементов, расположенных на основе подчинения элементов низшего уровня элементам высшего уровня. Реализация этого принципа хорошо ...