История » Объединительный процесс в сердце Европы - создание единого Германского государства » Внешние факторы объединения

Внешние факторы объединения
Страница 2

Во-первых, всех участников переговоров волновал вопрос о сроках и формах достижения единства Германии. СССР предложил ввести внешний контроль за объединением Германии на «переходный период», который должен был длиться пять лет с момента создания единого парламента и правительства. Не трудно догадаться, что Советский Союз был заинтересован в том, чтобы ГДР сохраняла статус суверенного государства на возможно более длительное время, поскольку хотел продлить свое присутствие в Европе посредством войск, находившихся в Восточной Германии. Но Советская идея установления переходного периода не получила поддержки со стороны США, Англии и ФРГ. Федеративная Республика Германия, ссылаясь на Заключительный акт права на самоопределение, подчеркнула, что немцы должны сами решать, в каких государственных формах, какими темпами и на каких условиях они будут осуществлять свое единство, при этом Горбачеву припомнили и его заявление от 10-го февраля 1990 года, о котором было сказано выше. Тем самым идея была отклонена, и СССР пришлось на двусторонних встречах договариваться об условиях пребывания советских военнослужащих на восточногерманской земле.

Во-вторых, все четыре державы волновал вопрос о границе. Они выступили с единым мнением о том, что объединенная Германия должна включать нынешнюю территорию ФРГ, ГДР и Берлина и все. Ее внешними границами станут границы ГДР и ФРГ, также они выступали за то, что единая Германия не будет иметь никаких территориальных претензий к другим государствам, как в настоящем, так и в будущем. Также, Германия и Польша должны будут подтвердить западную границу Польши в договоре, имеющим обязательный характер. Еще четыре стороны приняли позицию о том, что в будущем Германия будет строить политику так, что с ее территории будет исходить только мир. В итоге Германия полностью приняла данные условия.

В-третьих, вопрос о военно-политическом статусе объединенной Германии был основополагающим, и тревожил не только СССР, но остальных участников переговоров. Но в тоже время мнения расходились в разные стороны. Советский Союз настаивал на нейтралитете нового государства. Поскольку, по мнению СССР, структуры коллективной безопасности старого света смогли бы устранить возможные агрессивные устремления мощной и политической сильной единой Германии. США, Англия, Франция и ФРГ предполагали в свою очередь включение объединенной Германии в НАТО, где априори мог осуществляться действенный контроль за военно-политической деятельностью страны, которая дважды (во время первой мировой и второй мировой войны) подводила мир к краю пропасти. Западными державами исключался нейтралитет Германии со ссылками на известный всем опыт в истории. Инициатива СССР снова была отвергнута.

Тут мне бы хотелось подчеркнуть, что, видя то, что западные державы, имея более весомую аргументацию, отвергали почти все предложения СССР, решилась на ослабление своих позиций в решении «германского вопроса», но в тоже время захотела получить выгоду от процесса объединения. Вот что сказал по поводу объединения Германии председатель КГБ В. Крючков: «Дни СЕПГ сочтены. Это не рычаг и не опора для нас… Стоит обратить внимание на СДП ГДР. Наш народ боится, что Германия опять станет угрозой. Она никогда не согласиться с нынешними границами. Постепенно надо начинать приучать наш народ к воссоединению»[7]. В особенности последние предложение говорит о том, что советская номенклатура поняла, что спасти ГДР не удастся, нужно идти на встречу западному миру. Тем временем, советский министр иностранных дел Э.А. Шеварнадзе на встрече со своим коллегой Г.-Д. Геншером дал ясно понять, что переговоры «2+4» могут закончится положительно, а единая Германия стать членом стран североатлантического договора только в том случае, если Запад выполнит ряд важных условий, выдвинутых СССР. Среди них были: предоставление гарантий в области безопасности, установления дружественных отношений между НАТО и ОВД, окончательного решения вопроса о границах, сокращение численности бундесвера, снижение уровня военного присутствия американцев в Европе. Также Советский Союз требовал от Запада помощи, причем сумма по тем временам была не малой и составляла 20 млрд. долларов. Условия были приняты, но вопрос о помощи оставался открытым.

Страницы: 1 2 3

Общественно-политическая деятельность эмигрантов
В развитии общественной жизни российских граждан в 1919 – 1920 гг. можно выделить два периода. До весны – лета 1920 г. она не отличалась активностью эмигрантов. В их политическом сознании господствовали либерально-демократические настроения. Общественная деятельность была направлена на создание не политических организаций, а благотворит ...

Роль православной церкви в формировании идеологии централизованного государства
В русском православном государстве, где церковные каноны пронизывали всю жизнь общества, Церковь могла быть единственным идеологом нового централизованного государства. XVI век – время поиска новых концепций. Одним из таких идеологов был Иосиф Волоцкий, чья активная борьба с еретиками принесла ему большое влияние на дела русской церкви ...

Заключение.
Царь Иван IV 35 лет обладал всей полнотой власти в Московском государстве. Он ставил перед собой весьма масштабные задачи и нередко добивался успеха, но затем терял плоды первоначальных побед, во всем желая большего, не умея хоть в чем-либо себя ограничить. В результате он окончил свои дни как проигравшийся картежник, слепо уверовавший ...