История » Основные социально-экономические направления развития Саратовского края в XVIII веке » Помещичья колонизация

Помещичья колонизация
Страница 2

Раздачу земель дворянству в таких масштабах некоторые современники называли "грозой небывалой в России", скорбными листами расхищения народного богатства и закрепощения русских крестьян.36

Раздача земель была наиболее откровенной, ничем не прикрытой формой расхищения земель дворянством и представляла собою крупнейший факт колонизации, имевшей своим результатом образование крупных помещичьих латифундий в Саратовском крае. Ленин писал: "Крепостниками являются владельцы латифундий в экономическом смысле этого слова: основа их землевладения создана историей крепостного права, историей векового грабежа земель благородным дворянством".37

Образование Саратовского наместничества усилило власть дворянства на местах, которое восприняло это после памятных лет пугачевщины как меру, утверждавшую гражданственность, законность, порядок и безопасность в крае. У дворян быстро исчезли последние представления о рискованности поселения своих крестьян в беспокойном и ранее небезопасном крае. Законы о генеральном межевании давали дворянам надежную гарантию "спокойного владения" захваченными землями, которые они заселяли как купленными, так и вновь закрепощенными крестьянами.

Наибольший прирост количества крепостных крестьян происходил не

только за счет принудительного перевода их из других губернии38но закрепощения беглых крестьян, живших в Саратовском крае. Массовым переселением своих крестьян из других губерний в Саратовскую занимались крупные вотчинники, земельные магнаты Нарышкины, Разумовские, Голицыны и др.39

Наряду с крепостными, продолжались переселения в край казенных и беглых крестьян главным образом из нечерноземных губерний верхне- и средневолжских, где острее чувствовались малоземелье, неурожайность и мал о доходность помещичьих вотчин.

Одновременно с принудительным переселением и покупкой крестьян помещики наступали на крестьян, поселившихся в крае в порядке вольной народной колонизации. Для этого они прибегали к угрозам согнать крестьян с обжитых мест, которые оказывались помещичьими землями. Крестьяне под страхом разорения соглашались на условия оплаты "рублевого оброка", а затем превращались в барщинных.

В других случаях помещики зазывали к себе крестьян, пришедших без средств, скота и инвентаря, обещая им на первых порах ссуды и разные льготы. А затем в одну из очередных ревизий помещики записывали их за собой, вследствие чего вольные крестьяне становились крепостными. Сбежав от одних крепостников, чаявшие избавления от этого ярма, крестьяне попадали в цепкие лапы других.

Разгул крепостничества в Центральной России, новое закрепощение беглых крестьян на окраинах страны вызывали острую ненависть народа против крепостников-помещиков. Это явилось одной из причин активного участия саратовских крестьян в антикрепостнической войне под предводительством Е. И. Пугачева.

Помещичья колонизация края в последней четверти XVIII века вылилась в создание принадлежащих дворянству колоссальных земельных богатев и живой рабочей силы - крепостных крестьян.

Страницы: 1 2 

Крестьянская война под руководством Е. Пугачева: причины и последствия
Последовательное усиление крепостничества вызвало обострение классовой борьбы. Высшим ее выражением стала крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева (1773-1775 года). Причины войны: дальнейшее закрепощение крестьян; лишение казаков прежних вольностей; ухудшение положения горнозаводских рабочих Урала, народов Поволжья ...

Миф о Прометее
Боги скрывали от людей тайну огня. Но благородный герой Прометей принес людям с Олимпа огонь в пустой тростинке. Разгневанный Зевс приказал Гефесту приковать Прометея цепями к горе на Кавказе. Каждый день Зевс присылал орла выклевать у Прометея печень. За ночь печень вырастала вновь. Не смотря на страшные муки, гордый и мужественный Пр ...

Официальная реформа и разгром церковной оппозиции
Сущность официальной реформы заключалась в установлении единообразия в богослужебных чинах. Объединенная российская церковь, родная сестра восточных Церквей, не имела единообразного богослужебного чина и разнилась в этом от своих восточных собратий, на что постоянно указывали и Никону и его предшественникам восточные патриархи. В единой ...