История » Основные социально-экономические направления развития Саратовского края в XVIII веке » Помещичья колонизация

Помещичья колонизация
Страница 2

Раздачу земель дворянству в таких масштабах некоторые современники называли "грозой небывалой в России", скорбными листами расхищения народного богатства и закрепощения русских крестьян.36

Раздача земель была наиболее откровенной, ничем не прикрытой формой расхищения земель дворянством и представляла собою крупнейший факт колонизации, имевшей своим результатом образование крупных помещичьих латифундий в Саратовском крае. Ленин писал: "Крепостниками являются владельцы латифундий в экономическом смысле этого слова: основа их землевладения создана историей крепостного права, историей векового грабежа земель благородным дворянством".37

Образование Саратовского наместничества усилило власть дворянства на местах, которое восприняло это после памятных лет пугачевщины как меру, утверждавшую гражданственность, законность, порядок и безопасность в крае. У дворян быстро исчезли последние представления о рискованности поселения своих крестьян в беспокойном и ранее небезопасном крае. Законы о генеральном межевании давали дворянам надежную гарантию "спокойного владения" захваченными землями, которые они заселяли как купленными, так и вновь закрепощенными крестьянами.

Наибольший прирост количества крепостных крестьян происходил не

только за счет принудительного перевода их из других губернии38но закрепощения беглых крестьян, живших в Саратовском крае. Массовым переселением своих крестьян из других губерний в Саратовскую занимались крупные вотчинники, земельные магнаты Нарышкины, Разумовские, Голицыны и др.39

Наряду с крепостными, продолжались переселения в край казенных и беглых крестьян главным образом из нечерноземных губерний верхне- и средневолжских, где острее чувствовались малоземелье, неурожайность и мал о доходность помещичьих вотчин.

Одновременно с принудительным переселением и покупкой крестьян помещики наступали на крестьян, поселившихся в крае в порядке вольной народной колонизации. Для этого они прибегали к угрозам согнать крестьян с обжитых мест, которые оказывались помещичьими землями. Крестьяне под страхом разорения соглашались на условия оплаты "рублевого оброка", а затем превращались в барщинных.

В других случаях помещики зазывали к себе крестьян, пришедших без средств, скота и инвентаря, обещая им на первых порах ссуды и разные льготы. А затем в одну из очередных ревизий помещики записывали их за собой, вследствие чего вольные крестьяне становились крепостными. Сбежав от одних крепостников, чаявшие избавления от этого ярма, крестьяне попадали в цепкие лапы других.

Разгул крепостничества в Центральной России, новое закрепощение беглых крестьян на окраинах страны вызывали острую ненависть народа против крепостников-помещиков. Это явилось одной из причин активного участия саратовских крестьян в антикрепостнической войне под предводительством Е. И. Пугачева.

Помещичья колонизация края в последней четверти XVIII века вылилась в создание принадлежащих дворянству колоссальных земельных богатев и живой рабочей силы - крепостных крестьян.

Страницы: 1 2 

Хронологическая таблица
IX в. Образование Древнерусского государства 862 г. Упоминание в летописи о призвании Рюрика на княжение в Новгород 882 г. Объединение Новгорода и Киева под властью князя Олега 907, 911 г. Походы князя Олега на Царьград (Константинополь). Подписание договора Руси с Византией 912-945 гг. Княжение Иго ...

Изучение дел, выявление и отбор документов
Исходя из описи, исследователь отбирает и выписывает для пользования наиболее важные для темы дела. Ознакомление с первым и последним документами дела дают возможность выяснить повод для его начала и его завершения. После этого можно просмотреть все дело и выписать заголовок или суть конкретного источника. Просмотр описей начинается с ...

Концептуальные основы политики турецкого правительства в отношении курдского населения
Будучи типичным образцом т.н. "нации-государства", турецкое правительство целенаправленно проводила политику воплощения в жизнь национальной и при этом весьма специфической идеологии, где, собственно, "нация-государство" как общность является высшей ценностью, почти сакральным символом. При этом здесь речь не идет о ...