История » Изменения в системе органов государственной власти и управления в период буржуазно-демократических революций » Система органов управления на белорусских землях в 1907-1914 гг. Проведение земской реформы

Система органов управления на белорусских землях в 1907-1914 гг. Проведение земской реформы

Система органов управления на белорусских землях в 1907-1914 гг. соответствовала системе органов управления по России в целом. Но, в отличие от России, в Беларуси не было земств. Земства в Российской империи были введены в 1864 г. Но на Беларусь, Литву и некоторые другие национальные районы положение о земствах не распространялось. Объяснялось это тем, что хоть права земств и были довольно ограниченными, всё же это был единственный в России государственный институт, который основывался на избирательном праве и в некоторой степени давал возможность проявиться общественной самодеятельности. Механизм выборов в земские учреждения был обусловлен имущественным и сословным цензом и обеспечивал преимущество дворян. А это не соответствовало условиям западных губерний, где царское правительство после восстания 1863 г. проводило политику экономического подрыва польского землевладения.

К вопросу о введении земств в западных губерниях вернулись в 1909 г. в связи с проектом, который был внесён правыми в Государственный совет. Проект предусматривал изменение порядка выборов в верхнюю законодательную палату от западных губерний. Дело в том, что из-за отсутствия земских учреждений выборы здесь проводились дворянскими собраниями, где количественно преобладали помещики польского происхождения. Правые считали, что введение в западных губерниях земств на основе национальных курий позволило бы покончить с монополией польского представительства в Государственном совете. Совет министров разработал законопроект «Об использовании Положения о земских учреждениях 12 июля 1890 г. к губерниям Витебской, Волынской, Киевской, Минской, Могилёвской, Подольской». В отличие от положения 1890 г. имущественный ценз избирателей был снижен вдвое. Вместе с тем, чтобы обеспечить преобладание помещиков, было решено, что крестьяне могли посылать не более трети гласных в поветовые земские учреждения, а в губернские земства крестьянские представители не допускались вообще.

Для обеспечения преобладания русским помещикам вместо сословных курий вводились национальные: «русские» и «польские». Был придуман и искусственный принцип распределения количества гласных по куриям: бралось среднеарифметическое от суммы процентов количества избирателей данной национальности по губернии и стоимости их недвижимости в исчислении по поветам.

Присоединяя к «русской» курии православных белорусских крестьян, власти обеспечивали таким образом в Могилёвской, Минской и Витебской губерниях большинство православных на выборах. В Гродненской, Виленской и Ковенской губерниях из-за преобладания во многих поветах католиков, которых относили к полякам, царское правительство не рискнуло вводить выборные земства.

Законопроект был принят Думой с незначительными поправками, но Государственный совет отклонил его. Николай II распустил на три дня Думу и Государственный совет и подписал законопроект на основе 87-го артикула Основных законов. Принятие законно против воли большинства членов Государственного совета по чрезвычайному артикулу ознаменовало кризис третьеиюньской системы.

Несмотря на антидемократический характер выборов, земства, введённые в Витебской, Минской, Могилёвской губерниях, смогли положительно повлиять на развитие местного хозяйства, повышение культуры земледелия и животноводства. Земские учреждения открывали больницы, школы, создавали кооперативные товарищества, сельскохозяйственные кружки, прокатные пункты сельскохозяйственных машин и т.д.

Но в том, что касалось развития белорусской национальной культуры, языка, земства не оказывали никакой поддержки. Более того, переполненные представителями русских и польских националистов, они в своей деятельности целиком игнорировали язык, культуру и национальные потребности белорусов.

Источники права
Право, как совокупность общеобязательных норм или правил поведения, может найти себе выражение в двух основных формах, которые и называют поэтому источниками права; это именно обычай и закон. Обычай – это непосредственное проявление народного правосознания, норма, свидетельствующая о своем существовании самим фактом своего неуклонного п ...

Отмена крепостного права в России
Основные документы реформы были трех разновидностей: «Общее положение», оно провозглашало общие условия отмены крепостного права, «Местные положения» об устройстве крестьян в Великороссии, Белоруссии и других регионах, «Дополнительные правила» регулировали порядок отмены крепостного права у крестьян, работавших на помещичьих фабриках и ...

Роль церкви
В Византии церковь являлась в XI веке крупнейшим феодальным учреждением и землевладельцем. Естественно, что она перенесла в Киевскую Русь те феодальные методы хозяйствования, которые выработались в условиях высокоразвитого византийского феодализма и которые здесь, не берегах Днепра, нашли подготовленную и благоприятную почву. Община, на ...