Роль Владимира Мономаха в развитии литературы и художественного искусства Киевской
РусиСтраница 1
Эпоха Владимира Мономаха была временем расцвета состояния художественной и литературной деятельности на Руси. Языческая Русь, различные слои населения и области русских земель X в. обладали достаточной культурой, наследием которой являются многочисленные былины, предания, сказки, легенды, песни, обряды, игры. Их истоки шли из далеких глубин первобытности. До возникновения литературы словесное художественное творчество восточнославянских племен существовало в устной форме. Скачок в царство литературы произошел одновременно с появлением на Руси христианства и церкви, потребовавших письменности и церковной литературы. Высокий уровень фольклора сделал возможным восприятие новых эстетических ценностей, с которыми знакомила письменность. Но литература началась не с записи памятников фольклора: литература и фольклор как художественные системы в древней Руси противостояли друг другу. Вплоть до XI в. памятники устной словесности не записывали, не только потому что был дорог материал для письма и было еще мало грамотных людей, но, прежде всего потому, что не испытывали в этом необходимости. Литература – как письменная форма воспроизведения памятников словесности возникает при Владимире Мономахе и носит характер единственной возможности ознакомления древнерусского общества с чужими и чуждыми текстами.
Крупных писателей в Древней Руси было немало: Иларион, Нестор, Симон и Поликарп, Кирилл Туровский, Климент Смолятич, Серапион Владимирский многие другие. Тем не менее, литература Древней Руси не была литературой отдельных писателей: она, как и народное творчество была искусством надиндивидуальным. Литература предстает перед потомками как одно колоссальное произведение, подчиненное одной теме с борением идей и контрастами и имевшая мало развлекательного. Древнерусские писатели обладали замечательным "чувством плеча", они создавали циклы, своды и ансамбли произведений. Все произведения могут быть поставлены в один ряд друг за другом и всегда ясно, к какому реальному историческому времени и реальному географическому пространству они могут быть отнесены авторами. Древнерусскую литературу времен Киевской Руси можно рассматривать как литературу одной темы и одного сюжета. Этот сюжет – мировая история, и эта тема – смысл человеческой жизни. Чувство величия, значительности происходящего было основным ее стилеобразующим элементом. Она стремится рассказывать о реальном, открытый вымысел древними авторами не допускался. Древнерусская литература не знает условных персонажей. В ней упоминаются только лица сыгравшие значительную роль в исторических событиях.
Естественно, что имея правителя, интересам которого было бы чуждо желание жить в культурно развитой державе, Киевская Русь вряд ли смогла достигнуть тех высот литературной и культурной жизни, к коим пришла во главе с Владимиром Мономахом.
Причем, следует отметить, что первые оригинальные сочинения, написанные восточнославянскими авторами, относятся именно ко времени правления на Руси Владимира Мономаха. Среди них такие выдающиеся памятники как "Повесть временных лет", "Сказание о Борисе и Глебе», собственно «Поучение». Жанровое разнообразие древнерусской литературы на тот момент уже было достаточно велико: летописание, житие, слово, мифы и былины. Летопись занимает центральное место среди древнерусских литературных жанров. Она развивалась в течение восьми веков, и взяла свое начало именно в первых столетиях XII века. Этот факт, как нам кажется, тоже достаточно ярко говорит о создававшихся в то время благоприятных условий для развития литературы, и, конечно же, культуры в целом.
Княжение Дмитр. Ивановича Донского. Объед. московского и владимирского
княжества. Начало борьбы с Ордой. Кулик. Битва и ее историч. значение
Дмитрий Донской княжил 30 лет. Более всего он преуспел на военном поприще, первая победа над ордынцами. Но он так же был крупным государственным деятелем, волевым и самостоятельным. Митрополит Феогност (1328-1353) окончательно перенес митрополичью кафедру из Владимира в Москву, поставив свои палаты рядом с хоромами московского князя. Мо ...
Внешняя политика.
Положение Советского Союза на международной арене к середине 60-х гг. оставалось достаточно прочным. Он по праву считался одной из двух супердержав мира. Ни один вопрос мировой политики, имевший сколько-нибудь принципиальное значение, не решался без его участия, либо в рамках ООН, либо на основе переговорных процессов.
Советская внешня ...
Возникновение антидемократических альтернатив развития
Мир вступал в XX век в обстановке укрепления индустриальной цивилизации, расширения ее границ (первые ее ростки появились и в Латинской Америке). Определились ведущие страны, первыми осуществившие модернизацию: Англия, США, Франция. Их торопились догнать (а в чем-то даже опережали) Германия и Япония, Россия и Италия, другие государства. ...
