История » Киевская Русь во времена правления Владимира Мономаха » Роль Владимира Мономаха в развитии литературы и художественного искусства Киевской Руси

Роль Владимира Мономаха в развитии литературы и художественного искусства Киевской Руси
Страница 2

Древняя Русь времен Владимира Мономаха оставила много кратких похвал книгам. Всюду подчеркивалось, что книги приносят пользу душе, учат человека воздержанию, побуждают его восхищаться миром и мудростью его устройства; книги открывают "розмысл сердечный", в них красота, и они нужны праведнику, как оружие воину, как паруса кораблю. Развитие художественной культуры Киевской Руси мы также склонны соотносить со связями, которые благодаря Владимиру Мономаху были налажены с Византией. Хотя уместнее говорить о взаимосвязях, поскольку русское народное творчество, в свою очередь, в древнюю византийскую традицию добрые, жизнелюбивые устремления и это в первую очередь относится к художественной традиции.

В процессе храмосоздательной и градообразующей деятельности Владимира Мономаха основные сферы художественной практики: стенопись, иконопись, рукописная и иллюминированная книга, как в свою очередь архитектура, и все виды декоративно-прикладного искусства, явились предметом исключительного внимания и напряженного художественного творчества. Процессы взаимодействия художественных культур были глубокими и сложными. Сам отбор идейного и культурного наследия Византии был сделан столь глубоко и тонко, что определил едва ли не на века дальнейшие пути развития культуры и духовной жизни Руси, вплоть до настоящего времени.

Из «Поучения» мы вынесли мысль о том, что из многочисленных и разнообразных задач христианской культуры была выбрана ее основная цель – "воспитание внутреннего человека", а отсюда постоянная обращенность к внутреннему миру с целью его (человека) очищения и совершенства. Именно это было главным, что выбрала для себя и прочно усвоила в практике своей художественной культуры Древняя Русь. "Внутренний человек", его жизнь, борения и духовное восхождение стали подлинным стержнем всех сокровищ русской художественной культуры вплоть до наших дней.

Древнерусское искусство было делом рук ремесленников, делом коллективным, артельным, его художественные принципы, еще не зная расхождения между профессиональным и народным, складывались как приемы искусства "хитрого" ремесла, поэтому оно естественно входило в окружение и быт человека. Оно питало особую любовь к "узорочью", но при этом в полной мере обладало чувством величия, свойственным органическим культурам средневековья.

Древнерусское искусство не было ни ответвлением византийского, ни аналогом западного, у него был свой путь. Русское искусство можно назвать искусством былинно-эпического склада. Как ни многим оно было обязано Византии, ее церемониал, пышность, официозность, а также ее утонченный спиритуализм не нашли на Руси почвы.

Художественные идеалы и устремления эпохи Владимира Мономаха наиболее ярко отразились в монументально-декоративном искусстве, в котором будучи средоточением произведений всех видов искусства – архитектуры, станковой и монументальной живописи, многих видов художественного ремесла и искусства книги – древнерусские храмы стали концентрированным выражением высокого уровня художественного развития средневековой Руси.

Развиваясь также как и современное ему искусство Западной и Восточной Европы, древнерусское искусство оставалось преимущественно церковным, культовым и соблюдало установленную иконографию. Во множестве на Руси строились церкви, которые стали частью ее ландшафта.

Монастыри были центрами распространения духовных знаний и сыграли определяющую роль в приобщении русского народа к культурным богатствам Византии, в распространении просвещения и создании крупных литературных и художественных ценностей. Игумены монастырей наравне с епископами выступали как дипломаты, судьи, посредники.

Страницы: 1 2 3

Контрнаступление “Уран”.
В середине ноября 1942 года оборонительными сражениями в районе Сталинграда и Северного Кавказа заканчивается первый период Великой Отечественной Войны. Он был самым тяжелым для нашего народа и вооруженных сил. Для Германии – закончился провалом плана молниеносной войны и значительным истощением сил и средств. После тяжелых сражений на ...

Организационная работа партии «Народная Воля». Студенческие группы
В организационном отношении - партия действовала на молодежь посредством «студенческих подгрупп», бывших при каждой местной группе. В 1880 году организована особая «Центральная студенческая группа», заявившая себя деятельным участием во всех студенческих волнениях. Работа среди студентов составляла одну сторону деятельности Центрального ...

Социальные и экономические реформы.
В Петровскую эпоху российская экономика, и, прежде всего промышленность совершила гигантский скачок. В то же время развитие хозяйства в первой четверти XVIII в. шло путями, намеченными предыдущим периодом. В Московском государстве XVI-XVII в. существовали крупные промышленные предприятия - Пушечный двор, Печатный двор, оружейные заводы ...