История » Смутное время в России » Авантюра самозванцев и начало польско-шведской интервенции

Авантюра самозванцев и начало польско-шведской интервенции
Страница 1

Еще в 1601 г. в Речи Посполитой появился беглый монах Григорий Отрепьев – бывший холоп бояр Романовых, выдававший себя за чудом спасшегося царевича Дмитрия. Перейдя в католичество и пообещав польскому королю Сигизмунду III Смоленск и Чернигово-Северскую землю, а воеводе Ю. Мнишеку (в дочь которого Марину Отрепьев влюбился) – Псков и Новгород, он сумел получить право набирать в Польше добровольцев для похода на Москву. В 1604 г. с 400 тыс. поляков, русских дворян-эмигрантов, запорожских и донских казаков Лжедмитрий переправился через Днепр. Он выбрал окольный путь к Москве, так как на юго-западных окраинах государства начиналось мощное крестьянское движение (по терминологии советской историографии – «крестьянская война»). Здесь Лжедмитрий получил необходимые подкрепления и припасы. Крестьянство, уверенное, что наконец-то появился «добрый царь», поддержало самозванца. После внезапной смерти Годунова в апреле 1605 г. на сторону Лжедмитрия стали переходить и московские воеводы. 20 июня 1605 г. самозванец торжественно въехал в Москву и стал царем России.

Однако, несмотря на некоторые сильные личные качества и определенную популярность среди войск и населения, укрепиться на престоле Лжедмитрию не удалось. Он не сумел заручиться поддержкой ни одной из реальных социально-политических сил. Самозванец не выполнил свои обещания, которые давал полякам (обещания отдать Псков, Новгород, Смоленск). Приняв в Польше католичество, он не разрешил строить на Руси католические храмы. Желая привлечь на свою сторону русское дворянство, Лжедмитрий щедро раздавал земли и деньги, но их резервы оказались не беспредельны. Не решился он восстановить и Юрьев день, чего так ждали крестьяне. Православная церковь относилась к царю-католику настороженно, отказывая ему в кредите доверия. Бесчинства поляков в Москве вызывали острое недовольство посадских и служилых людей. В результате боярского заговора и восстания москвичей 17 мая 1606 г. Лжедмитрий I был убит.

Импровизированный Земский собор, наскоро собранный боярами, выбрал на царство Василия Шуйского (1606-1610 гг.), опытного интригана и царедворца. Вступая на престол, он первым из российских правителей дал «крестоцеловальную запись», принес присягу «всей земле»: никого не казнить без суда, не отнимать имущество у родственников осужденных и не слушать ложных доносов. Однако этот принципиально важный договор царь часто игнорировал. Политические склоки в российских «верхах» также не способствовали нормализации обстановки.

Крестьянство продолжало активные выступления против крепостничества и ухудшения своего положения. Часть феодалов, поддерживавших Лжедмитрия I, была недовольна избранием на царство Шуйского, опасаясь репрессий. Население юго-западных окраин, освобожденное самозванцем от налогов на 10 лет, протестовало против их восстановления. Летом 1606 г. во главе крестьянского восстания встал И.Болотников, назвавший себя «воеводой царя Дмитрия Ивановича». Осенью 1606 г. войска Болотникова осадили Москву и больше месяца пытались взять ее. Однако в ноябре дворянские отряды под руководством П. Ляпунова и И.Пашкова, примкнувшие к восставшим, перешли на сторону Шуйского, а осенью 1607 г. царским войскам удалось нанести поражение Болотникову.

Подавление крестьянского восстания не изменило обстановку в стране. Правительство Шуйского пыталось лавировать, с одной стороны, улучшая положение холопов, с другой – устанавливая 15-летний срок сыска беглых крестьян. Маневры «верхов» привели к тому, что ими становились недовольны и помещики, и крестьяне. В такой обстановке в 1607 г. на Брянщине появился молодой человек, объявивший себя спасшимся царем Дмитрием. В отличие от первого самозванца, с самого начала Лжедмитрий II был ставленником польских феодалов. Не успев соединиться с Болотниковым, он тем не менее сумел набрать силы как в Польше, так и в России и в 1608 г. двинулся к столице.

Страницы: 1 2