История » Личностный и социальный аспекты в расколе Русской Православной Церкви » Церковь и государство в XVII в.

Церковь и государство в XVII в.
Страница 3

Таким образом, главенство в церкви во всех отношениях фактически принадлежало царю, а не патриарху. Это положение дела в церковных кругах не только не считалось ненормальным, но даже признавалось официально соборами как бесспорный и даже богоустановленный порядок. В официальном приветствии царю Федору Ивановичу по случаю его венчания на царство (в 1584 г.) митрополит, повторяя теорию Иосифа Волоцкого, говорил: «Вас (царей) господь бог в себе место избрана земли и на свой престол вознес». В XVII в. теория наместничества кажется уже недостаточной, и царь прямо провозглашается богом. Клирики в челобитных пишут, что цари «воистину по бозе бози», и прибегают к царю, «яко богу». Собор 1660 г., не обинуясь, признал, что земной бог имеет над церковью равные права с небесным богом — «ему же (рарю) свою церковь господь преда»,— и санкционировал права царя, создавшиеся по традиции, «созывати освященный собор», «о благочинии церковном тщатися» и «о православныя церкви благостроения попечение творити». Это «тщание» и «попечение» о церковном благочинии и бла-гостроении получило формальное выражение в Соборном Уложении, которое начинается главой о богохульниках и церковных мятежниках. Богохульников царь обязуется «сыскивать» и «казнити зьжечь»; «мятежники», которые во время богослужения позволят себе «говорити непристойные речи» патриарху или митрополиту, или архиепископу и т. д., до «священнического чина» включительно, предаются «торговой казни», а челобитчики, подающие в церкви челобитные царю, патриарху или другим властям, аудиенции у которых обычно было очень трудно добиться, наказываются тюремным заключением. «Меч материальный» ограждал клириков, а кстати, и самого главу церкви, не только от «мятежных» и еретических выступлений, но даже и от лишнего беспокойства[5].

Страницы: 1 2 3 

Клермонский собор. Призыв к крестовому походу.
В ноябре 1095 г. Римский папа Урбан II перешел через Альпы, чтобы созвать церковный собор во французском городе Клермоне. Однако самому собору предшествовало несколько важных событий. Папа посетил многие клюнийские аббатства на юге Франции. Клюнийцы, обладающие опытом проповеди священных войн и паломничеств, могли предоставить Урбану I ...

Основные направления и особенности развития советского государства. Советская власть: сущность и эволюция политической системы
Законодательными актами, определявшими сущность Советской власти, ее характер и систему государственных органов, были Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа (III съезд Советов, январь 1918 г.) и Конституция РСФСР (V съезд Советов, июль 1918 г.). В них Советская власть определялась как диктатура пролетариата, осуществляема ...

Основные этапы, направления и особенности социально-экономического развития Советского государства
В социально-экономическом развитии страны можно выделить следующие этапы: 1) Конец 1917 - середина 1918 гг. Это был период осуществления переходных мер к социалистической собственности и производству в условиях многоукладной экономики. Была проведена социализация земли, национализация транспорта и банковской системы, началась национали ...