Российское общество в начале 21в. Радикальные перемены в духовной жизни страны
и новые процессы в развитии культуры. Коммерциализация искусства, новая эстетика.
Религиозная жизньСтраница 1
Кризис, охвативший на переломе 20-21вв. основные сферы общественной жизни России, идеологический вакуум, образовавшийся при смене общественно-экономической формации, отразились на состоянии культуры. Одной из важнейших проблем культуры современной России является финансовая. В советское время культура финансировалась государством. Когда наступило время реформ, кризисные явления в экономике страны не позволяли государству выделять достаточные средства для финансирования культуры, а самостоятельно зарабатывать деньги культура ещё не научилась
Вторая проблема – взаимодействие культуры и рынка. Происходит коммертизация
культуры. Некоторые сферы культуры, например, поп-музыка, представляют собой весьма доходный бизнес. Для желающих заработать на нём не имеет значения, какого качества будет культурный продукт, главное – дороже его продать. В результате отечественную культуру захлестнула волна бездарных произведений, рассчитанных на самый невзыскательный вкус. Третья проблема, с которой столкнулась отечественная культура, заключается в том, что её энергию стала вытеснять западная, прежде всего американская культура. Это особенно заметно на примере кинематографа. Голливудские боевики и триллеры заполонили российский кинопрокат. Большей частью это не лучшая по качеству кинопродукция, несущая к тому же неоправданно много жестокости.
Социально-экономические реформы и тенденции в образовании.
Социально-экономические реформы вызвали перемены в области образования. Окрепла возникшая в годы перестройки альтернативная образовательная система. Наряду с государственными учебными заведениями действуют негосударственные школы, лицеи, гимназии. Расширилась сеть негосударственных высших учебных заведений. В начале 21в. они составляли 27-28% от общего числа вузов, в них обучались 8-12 % всех студентов. Возникла тенденция отхода от унифицирования системы преподавания, от единых учебников. Разрабатывались новые программы, создавались многочисленные учебники, пособия. Политические и экономические сдвиги вызвали перемены в структуре высшего образования. В соответствии с потребностями общества вузы увеличили подготовку специалистов в области менеджмента (специалисты по управлению предприятиями, фирмами, организациями), финансовой и экономической сферы. В то же время возникшая нехватка квалифицированных преподавателей.
Успехи и проблемы отечественной науки на современном этапе.
Значительные трудности переживает отечественная наука, которая в течение всего 20в. составляла предмет гордости России. Для современной отечественной науки характерна острая нехватка финансирования для поддержания фундаментальных исследований, слабая материально-техническая база. Низкая оплата труда заставила многих учёных покинуть страну и продолжить работу за рубежом. В таких сложных условиях учёные России трудились над реализацией ранее составленных планов, участвовали в разработке новых научных программ.
Позитивные тенденции в отечественной науке, связанные с государственными ассигнациями различных её отраслей, наметились в конце 90-х 20в. – начале 21в. Лауреатами Нобелевской премии по физике стали российские учёные Ж. С. Абрикосов. Вместе с тем их работы базируются в основном на исследованиях, выполненных ранее.
Демократизация общественной жизни и её влияние на литературный процесс. Новые имена и литературные направления.
Идеологический плюрализм и объявленная «демократизация» общества способствовали распространению разнообразных течений и стилей в литературе. Продолжателями реалистических традиций оставались Астафьев. Белов, Распутин, Варламов. Различные грани современной жизни отражены в романах Полякова: быт «новых русских» («Небо падших»), литературная среда («Козлёнок в молоке»), жизнь простого обывателя в СССР и постсоветской действительности («Замыслил я побег»). Проза Пелевина ( романы «Чапаев и Пустота», «Омон Ра», рассказы «Затворник и Шестипалый») в целом не укладываются в какие-либо жанровые рамки. Его произведения многослойны, причём наиболее значимой в них является мистическая составляющая. Заметным явлением в литературной жизни 90-х годов 20в. была публикация произведений постмодернизма: Вен. Ерофеева, Сорокина и др. Художественному творчеству представителей постмодернизма присущи такие черты, как смешение художественных стилей и принципов, стремление мыслить символами, метафорами, использование элементов мистики, ироническое отношение к действительности.
Культурная жизнь в Украине во
второй половине 40-х - начале 50-х гг
Развитие науки и культуры е послевоенные годы было составной частью процесса послевоенного восстановлений Украины. В годы войны почти 33 тыс. школ, техникумов, вузов были разрушены, не хватало оборудования, учебников. Школы отстраивали собственными силами, потому что основные средства государство выделяло на восстановление промышленно ...
Октябрьская революция 1917г. и ее значение
Осенью 1917 года еще больше ухудшилось экономическое и военное положение России. Разруха парализовала ее народное хозяйство. Страна оказалась на гране катастрофы. По всей стране происходили выступления рабочих, солдат, крестьян. Всеобщим стал лозунг «Вся власть советам!». Большевики уверено направляли революционную борьбу. Перед октябре ...
Основные занятия крестьян Кондопожского края
Некто “N” писал в ОЕВ: “Для земледельца весна и лето время самое дорогое. Многое нужно сделать: вспахать и посеять поле, убрать урожай, заготовить сено и корма для скота на зиму". Автор пишет, что с крестьянином в это время трудятся все его домашние - жена, дети и др. - кто что может. В это время ему все нужны, все помогают, и никт ...
