«Перестройка» 1985-1991г. (предпосылки, цели, осн. этапы, итоги). *новое
полит. мышление* в сфере международных отношений и последствия этого курса для
национ. интересов и безопасности СССР. Борьба Страница 1
Перестройка в СССР. Попытки обновления и реформирования политической системы
К середине 1980-х гг. в СССР наступил экономический, социальный и политический кризис. Он выражался в падении темпов роста промышленного и сельскохозяйственного производства, снижении уровня жизни населения, усилении коррупции, развитии теневой экономики, нарастании социальной апатии. Попытка партийного руководства страны сохранить власть путем “закручивания гаек”, предпринятая Ю. В. Андроповым, оказалась безуспешной. В общественном сознании зрело понимание необходимости глубоких перемен. Их желали все слои общества — от рядовых граждан до определенной группы партийных и государственных чиновников. Страна стояла на пороге перемен. Начало перестройки связано с именем М. С. Горбачева, который в марте 1985 г. стал Генеральным секретарем ЦК КПСС. Гарантом перестроечных процессов, причиной которых являлись объективные обстоятельства, а не субъективные факторы, выступала КПСС. В апреле 1985 г. был провозглашен курс на ускорение социально-экономического развития страны. Предусматривалось усовершенствовать структуру управления народным хозяйством, за счет “Скрытых резервов” в короткий срок добиться подъема экономики, преодолеть застойные явления, значительно Улучшить материальное положение советских людей. Дальнейшее развитие событий не оправдало оптимистических прогнозов. Справиться с кризисом не удалось. По мере углубления перестроечных процессов выявилась необходимость политической реформы. Без обновления политических структур общества новые экономические методы хозяйствования не могли дать ощутимых результатов. Осознавая это, Горбачев и его единомышленники пошли на демократизацию политических структур. Главным ее инструментом стала гласность — объективное освещение всех сторон жизни общества. Решение о реформе политической системы в СССР было принято на XIX партконференции КПСС (лето 1988 г.). Был провозглашен курс на создание в СССР правового государства. В качестве первоочередной задачи выдвигалось четкое разграничение функций партийных и советских органов, формирование новых органов власти, проведение первых демократических выборов народных депутатов. После партконференции начались изменения структуры управления в СССР. На Первом Съезде народных депутатов (май—июнь 1988 г.) Горбачев был избран главой государства — Председателем Верховного Совета СССР, а в марте 1990 г. — Президентом СССР с правом издавать указы и постановления, которые имели силу закона. В процессе дальнейшей демократизации общественной жизни в стране из Конституции СССР была исключена 6-я статья (о руководящей роли КПСС), ликвидирована однопартийная система руководства страной, стали возникать различные партии и общественные движения.
Распад СССР. Создание Содружества Независимых Государств. Образование и развитие суверенной Российской Федерации
Прологом распада СССР стало освобождение прежних союзных республик от всевластия союзного центра, контролировавшего все стороны их жизни. Большинство союзных республик в 1990 г. приняли декларации о суверенитете, включив в них специальные разделы о верховенстве республиканских законов над союзными. Результатом процесса суверенизации республик стало заметное перемещение властных функций из центра в республики. 12 июня 1990 г. на Первом Съезде народных депутатов РСФСР была принята Декларация о государственном суверенитете Российской Федерации. В соответствии с ней органы власти РФ получили право решать все вопросы государственной и общественной жизни, за исключением тех, которые добровольно передавались РФ в ведение Союза ССР. При этом в Декларации говорилось о решимости России Создать демократическое правовое государство в составе обновленного Союза ССР. В марте 1991 г. был проведен референдум по проблеме сохранения СССР. В нем приняли участие девять республик (отказались участвовать три прибалтийские республики, Грузия, Армения и Молдова). Свыше трех четвертей голосовавших высказались за сохранение Союза. Предпринимались попытки подписания нового Союзного Договора, который был выработан в ходе переговоров представителей республик в Ново-Огареве (на правительственной даче под Москвой). По этому договору республики, вошедшие в новый Союз, должны были получить значительно больше прав. Центр из управляющего превращался в координирующий. Против такого решения 19 августа 1991 г. , в канун подписания договора, выступила часть высшего партийно-государственного руководства страны, объявившая о создании Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП). Его постановлениями в ряде регионов страны, главным образом в России, вводился режим чрезвычайного положения, запрещались митинги, манифестации, приостанавливалась деятельность демократических партий и организаций, устанавливался контроль за средствами массовой информации. Однако члены ГКЧП не получили необходимой поддержки населения страны, а в Москве встретили активное противодействие демократических сил. Президента РФ Б. Н. Ельцина и его сторонников. Был ли это государственный переворот или отчаянная попытка спасти закрепленный Конституцией СССР общественный строй? На этот вопрос нет единого мнения. Августовские события ускорили распад Советского Союза. 8 декабря 1991 г. в Беловежской Пуще под Брестом руководители Белоруссии — С. Шушкевич. Российской Федерации — Б. Ельцин, Украины — Л. Кравчук подписали соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). Позже на встрече в Алма-Ате к Содружеству присоединилось еще восемь республик. 25 декабря 1991 г. Президент СССР М. С. Горбачев в связи с прекращением существования Союза ССР сложил свои полномочия.
Официальная реформа и разгром церковной оппозиции
Сущность официальной реформы заключалась в установлении единообразия в богослужебных чинах. Объединенная российская церковь, родная сестра восточных Церквей, не имела единообразного богослужебного чина и разнилась в этом от своих восточных собратий, на что постоянно указывали и Никону и его предшественникам восточные патриархи. В единой ...
Введение.
Причины и последствия распада СССР в современной российской и зарубежной историографии рассматриваются, как правило, в контексте глобальных социально-экономических, политических, научных и технологических процессов ХХ века. В широких хронологических рамках исследуют эту проблему распада СССР авторы — сторонники системного подхода.
Они ...
Основные принципы системного подхода (системного анализа)
Целостность, позволяющая рассматривать одновременно систему как единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней.
Иерархичность строения, то есть наличие множества (по крайней мере, двух) элементов, расположенных на основе подчинения элементов низшего уровня элементам высшего уровня. Реализация этого принципа хорошо ...
