Культура России во второй половине 19 в.
Характерной чертой этого времени становится широкое участие демократической общественности в развитии просвещения (организация новых школ, борьба против сословно-крепостнической системы образования, развитие форм внешнешкольного образования, воскресных школ, народных чтений, библиотек, народных театров). Развивалось женское образование. На рубеже 60-70-х годов 19 века создавались высшие женские курсы (Высшие женские курсы в Петербурге(Бестуживские)).
Широкую просветительскую деятельность развернули такие Общественные организации, как Московский и Петербургский комитеты грамотности; Общество распространения полезных книг в Москве , книжный склад «Посредник», возникший при участии Л. Н. Толстого . Большую культурно-просветительскую и научную работу вели многочисленные российские музеи- Политехнический, Сельскохозяйственный, Исторический и другие.
В начале 80-х годов стала доступной для широкой публики картинная галерея П. М. Третьякова, начало собирания которой было положено им в 1856 году. Изменение условий, в которых происходило развитие русской культуры во второй половине 19 века, сказалось и на состоянии русской науки. В условиях капитализма характерным для развития научной мысли становится все более тесная связь ее с потребностями развивающейся промышленности, с/х производства (изобретение электрической лампы, радиотелеграфа, начало воздухоплавания).
Характерной чертой русской науки второй половины 19 века было преимущественное развитие естествознания. В 60-е годы появились выдающиеся исследования И. М Сеченова, Д. И. Менделеева. В 1870 году по инициативе И. Н Крамского, Г. Г Мясоедова, В. Г. Перова образовалось новое художественное объединение – Товарищество передвижных художественных выставок. С 1871 года Товарищество устроило 48 передвижных выставок в Петербурге и Москве, показанных затем в Киеве, Харькове, Казани, Орле, Одессе, Риге. Такова была задача, поставленная членами товарищества, - знакомить общество с русским искусством, сделать его доступным не только жителям столичных городов, но и русской провинции.
Сюжетами картин передвижников становятся современная русская жизнь, родная природа, история русского народа. Живопись передвижников впервые в русском искусстве стала носить социальный характер. Ведущими жанрами , в которых работали передвижники , стали жанровые картины, портрет, а также исторические полотна и пейзаж. Товарищество объединило многих талантливых художников второй половины 19 века, став символом искусства демократического, не подчиняющегося строгим канонам, восприимчивого к поиску в искусстве. В его составе в разное время входили И. Е Репин, В. И. Суриков, В. Б. Маковский, А. К. Саврасов, И. И Шишкин, Н. А Ярошенко…
В литературе второй половины 19 века характеризуется возникновением социально-психологического романа, вершинами которого становится произведения Ф. М. Достоевского и Л. Н Толстого. Главное внимание писатели обращают на изображение личности конкретного, часто ничем не примечательного человека органической связи с окружающим его внешним миром. При этом внутренний мир героя имеет не менее важное значение, чем описание бытовой среды. В музыкальной культуре этого времени можно отметить два направления, одно из которых было представлено творчеством композиторов так называемой «Могучей кучки», а другое – П. И Чайковского и братьев Рубинштейн. Вместе они создавали неповторимое по силе и выразительности, правдивости и эмоциональности русское музыкальное искусство, составляющее славу и гордости русской культуры.
Этапы монголо-татарского нашествия на Русь
(основные этапы этого процесса в XIII-XV вв.)
Начало XIII века - объединение кочевых монгольских племен в Центральной Азии.
1206 г. - Чингис-Хан стал всемонгольским ханом, который создал сильное государство и мощное, дисциплинированное войско.
1211 г. - войско Чингис-хана вторглось в Северный Китай.
1219-1221 г.г. - была завоевана Средняя Азия.
1222-1223 г.г. - монголы покорили ...
Изучение исторических источников на основе применения количественных методов и новых информационных технологий
Ограниченные возможности анализа источника традиционными методами внешней и внутренней критики проявились в конце XIX – начале XX вв. в связи с кризисом позитивистской парадигмы, ориентированной на иллюстративность в подаче исторических фактов. Для более глубокого изучения источников потребовались новые аналитические методы, которые был ...
Образование, наука, культура.
В 1965-1985 гг. получили дальнейшее развитие образование, наука, культура, литература. Укреплялась материальная база учебных заведений, росло число выпускников. Так, в конце 70-х гг. примерно 70% учащихся занимались в школах, построенных за последние 20 лет.
В то же время стала проявляться тенденция снижения уровня подготовки в общеобр ...
