История » Нормандское завоевание и его влияние на феодальное развитие в Англии » Укрепление центрального аппарата власти и власти на местах

Укрепление центрального аппарата власти и власти на местах
Страница 2

Шерифу принадлежала вся полнота полицейской власти в ок­руге: он ведал охраной безопасности, преследовал нарушителей порядка, используя при этом местные ополчения, накладывал штрафы, брал поручителей. По мере уменьшения судебных функ­ций шерифов в связи с учреждением разъездных и позже миро­вых судей их полицейская и судебно-исполнительная власть при­обрела особенно важное значение.

Шерифы продолжали осуществлять и свои прежние военные функции, несмотря на то, что войско давно уже потеряло харак­тер народного ополчения и стало ленным. Он собирал и нередко командовал ополчениями вассалов, привлекал к ответственности за уклонение от воинской повинности, снаряжал военные кораб­ли, организовывал оборону графства. В нормандский период в Англии существовала централизованная система военного ус­тройства. Королевские приказы о сборе феодального ополчения направлялись не вассалам, а шерифам, на которых возлагалась полная ответственность за подготовку ополчений в назначенный срок. Низшей судебно-административной единицей была сотня, во главе которой стоял бейлиф, всецело зависевший от шерифа графства и отвечавший перед ним за выполнение фискальных и судебно-полицейских функций. В сотне ежемесячно собирались судебные собрания под председательством бейлифа; его обязаны были посещать все свободные жители. Но компетенция сотенно­го суда постоянно уменьшалась, так как в сотнях мало остава­лось свободного населения. Юрисдикция над зависимым кресть­янством вес более сосредоточивалась в манориальных судах. В отдельных случаях маноры поглотили всю сотенную юрисдик­цию. На население сотен возлагалась ответственность за сохране­ние порядка и безопасности. По указу Вильгельма Завоевателя сотня наказывалась штрафом в 46 марок в случае обнаруже­ния на ее территории трупа убитого нормандца, если в тече­ние пяти дней не находили убийцу. Согласно Уинчестерскому статуту 1285 г. жители сотни несли полную ответственность за преследование и поимку преступников. Если в течение сорока дней преступник не был пойман, то сотня возмещала весь причи­ненный им ущерб.

Известные судебно-полицейские функции возлагались и на сельские общины во главе с их старостами — констеблями. Кон­стебль отвечал за порядок и безопасность на территории общи­ны. Население последней делилось на десятки, связанные взаим­ной порукой. За ушедшего виллана отвечали перед лордом и государством его соседи.

Ранняя централизация Английского государства помещала политическому обособлению городов. В Англии вовсе не было городских коммун. Города были включены в общую администра­тивную систему государства. Только несколько крупных городов пользовались ограниченным самоуправлением и статусом, граф­ства. Лондон, включавший в себя графство Мидлэссекс, находился на положении графства. Его мэр, избираемый узким кругом городской аристократии, занимал положение шерифа, хотя по отношению к центральной власти обладал большей независи­мостью, чем шериф провинциального графства. Отдельные райо­ны Лондона имели юридический статус сотни.

Страницы: 1 2 

Противостояние политических сил после Октябрьского переворота
Октябрьский переворот был бескровным. Большевики проявили великодушие: освободили юнкеров, захваченных в плен после штурма Зимнего дворца; генерал П.Н. Краснов, который вместе с А.Ф. Керенским пытался безуспешно организовать наступление из Гатчины, был отпущен на свободу под честное офицерское слово не брать в руки оружия (в последствие ...

Формирование мировоззрения декабристов
Большинство будущих декабристов родилось на рубеже нового столетия: или в последнее десятилетие XVIII в., мили в первые годы XIX в. Все декабристы (исключения крайне редки) были по происхождению дворянами, принадлежали к привилегированному сословию крепостной России того времени. Множество разнообразных явлений русской жизни с детства ...

Ересь жидовствующих и ее роль в споре о церковных землевладениях
Во второй половине XV века в Новгороде возникло религиозное движение, известное под именем ереси «жидовствующих». По словам летописцев, основоположником ереси был лейб-медик еврей Схария,[24] появившийся в Новгороде в 1471 г. в свите киевского князя Михаила Олельковича (правнук Ольгерда Литовского). Скудные сведения в летописях, послан ...