Укрепление центрального аппарата власти и власти на
местахСтраница 1
В правление Генриха I был значительно усовершенствован центральный государственный аппарат. Королевская курия разделилась на большой совет (Magnum consilium) и постоянный правительственный орган (малую курию). Большой совет созывался три раза в год (на рождество, пасху и троицу) в составе сановников короля, главных его служащих и крупнейших представителей знати страны. В его компетенцию входило давать королю советы по всем вопросам, выносившимся на обсуждение, и заслушивать решения и законодательные акты короля. Никакой обязательной силы рекомендации совета не имели. Однако король был весьма заинтересован в функционировании этого учреждения, ибо таким путем он мог добиться признания влиятельными феодалами своих политических действий. Малая курия осуществляла высшую судебно-административную и финансовую власть. В состав ее входили королевские сановники — лорд-канцлер, лорд-казначей, камергер, стюард дворца, хранитель личной королевской печати и служащие двора, а также специально приглашаемые прелаты и бароны. При Генрихе I она окончательно распалась на собственно королевскую курию, выполнявшую функцию верховного судебно-административного органа, и счетную палату (палату «шахматной доски»), ведавшую финансовыми делами короля. Заседания курии возглавлял сам король, а в его отсутствие — высший юстицарий. Видное место в управлении занимали канцлер, выполнявший роль государственного секретаря, и казначей, заведовавший королевской казной и возглавлявший палату «шахматной доски». К высшей сановной знати принадлежали также коннетабль и маршал; первый осуществлял высшую юрисдикцию по военным делам, второй участвовал в заседаниях казначейства и судебных собраниях курии.
Королевская курия рассматривала судебные дела, затрагивавшие интересы короля, разбирала споры между непосредственными королевскими вассалами, принимала в апелляционном порядке жалобы на решения судов в графствах, а также контролировала деятельность местных судов.
Палата «шахматной доски» заседала в полном составе два раза в год. Сюда являлись шерифы графств и отдавали отчет об израсходовании собранных ими средств, внося оставшуюся сумму в казначейство (процедура напоминала игру в шахматы, так как для удобства счета стол был накрыт клетчатой скатертью; по клеткам откладывались суммы по отдельным статьям поступлений). Эти доходы шли с домениальных земель, расположенных в графствах, от натуральных взносов населения, судебных пошлин и штрафов в сотнях и графствах, прямого налога, «помочей» с городов и взносов коронных вассалов; Большая часть доходов была точно фиксирована. Нередко практиковалась отдача всех этих доходов графств на откуп шерифам (на полгода, год или несколько лет).
Вместе с укреплением центрального аппарата при Генрихе I усилилась также власть на местах. Осуществляли эту власть шерифы, На должность шерифов нередко назначали выходцев из придворной знати, иногда — из среды высшего духовенства. Со второй половины XII в. шерифы большей частью рекрутировались из кругов джентри. Бывали случаи наследования должности шерифа, однако контроль центральной власти над деятельностью шерифов был постоянным и неослабным. Шерифы того времени совсем не походили на континентальных графов, которые превратились в наследственных владетелей своих округов; они всегда оставались служащими короля.
Шериф осуществлял всю полноту власти в своем округе и располагал для этого соответствующим фискальным и административно-полицейским аппаратом. Фискальные функции занимали в его деятельности главное место. Это видно из того, что назначение на должность шерифа производилось по представлению казначейства. Шериф председательствовал в суде графства, который проводился ежемесячно. Под его юрисдикцией находились все свободные землевладельцы, в том числе и средние и мелкие ленники. Суд шерифа принимал также апелляции па решения сотенных и манориальных судов. Периодически шериф устраивал выездные сессии суда графства в сотнях по делам полицейской юрисдикции и по гражданским искам.
Реформы органов власти и управления
В первой половине 18 века был осуществлен целый комплекс реформ, связанных с перестройкой центральных и местных органов власти и управления.
С 1708 г. Петр начал перестраивать старые учреждения и заменять их новыми, в результате чего сложилась следующая система органов власти и управления.
Вся законодательная, исполнительная и судебна ...
Школа
Потребность в светском образовании возникла уже в XVII в., когда в русской социально – экономической жизни начались перемены связанные с развитием внутренней и внешней торговли, складыванием всероссийского рынка, развитием ремесла, возникновением мануфактур. Ремесленное производство, мануфактуры и торговля, зодчество, военное дело, врач ...
Кардинал Ришелье-первый министр Франции.
Король разрешил Ришелье присоединиться к королеве-матери в надежде, что он окажет на нее умиротворяющее воздействие. Как часть компромисса короля с Марией, 5 сентября 1622 г. Арман Жан дю Плесси, бывший епископ Люсонский, стал кардиналом дю Плесси, ему было тогда 37 лет. В поздравительном письме папа Григорий XV писал ему: "Твои бл ...