Борьба за выбор пути общественного развития России в марте-октябре 1917
годаСтраница 3
По вопросу о социализме, как конечной цели революционного движения, среди социалистов принципиальных разногласий не было. Но, если меньшевики и эсеры считали возможным достижения такого общества лишь в результате более или менее длительного процесса капиталистического развития страны, то большевики требовали перехода к социалистической революции в сущности сразу же после свержения самодержавия. Правда, насущная необходимость буржуазных преобразований была столь очевидной, что и многие ортодоксальные марксисты склонялись до возвращения Ленина в Россию к условной поддержке Временного правительства. В своих «Апрельских тезисах» вождь большевистской партии предложил переходить от первого этапа революции, давшего власть в руки буржуазии, ко второму ее этапу, в результате чего властью должны будут овладеть пролетариат и беднейшее крестьянство. Фактически это означало призыв к установлению диктатуры пролетариата, что было явно преждевременным, поскольку буржуазная революция еще только развертывалась и далеко не исчерпала своего прогрессивного потенциала.
Ленин не мог считаться с большим авторитетом новой власти в народе. Поэтому он не предлагал свергнуть Временное правительство, как буржуазно-помещичье, а считал необходимым только лишить его всякой поддержки со стороны революционной демократии, выдвинув лозунг «Вся власть Советам!». Характерно, что экономические пункты «Апрельских тезисов» в целом не выходили за рамки демократических преобразований. Их осуществление Ленин назвал «шагами к социализму», подчеркивая невозможность его немедленного введения. Таким образом, политические постулаты ленинской программы дальнейшего развития революции, сводившиеся к идее установления диктатуры пролетариата, не состыковывались с понятием социалистическая экономика. На это обстоятельство обращали внимание серьезные оппоненты большевиков. В частности, Н.Н.Суханов прямо указывал на отсутствие у Ленина экономического обоснования неизбежности перехода всей полноты государственной власти к пролетариату и беднейшему крестьянству.
Ленинские тактические установки на переход ко второму этапу революции, которые из-за несоответствия реально сложившейся ситуации поначалу были отвергнуты даже в самой партии, тем более не стали лозунгами революционных масс. Не в пользу радикального крыла социалистов сработала в первые дни революции и его позиция по вопросам войны и мира. Большевики со своим требованием превращения войны империалистической в войну гражданскую не сумели сразу правильно сориентироваться в новой обстановке, учесть громадную популярность призыва к защите революционного отечества, с которым выступили буржуазия и правые социалисты после свержения самодержавия. А.Г.Шляпников считает, что в условиях широкого демократизма курс меньшевиков и эсеров на достижение социального мира, на сотрудничество с Временным правительством оказался более популярным в народе, чем предложенная Лениным социалистическая перспектива. Именно этим он объясняет безусловное лидерство правых социалистов в политической жизни страны в течение весьма длительного периода развития революции.
Выводы
Первая Абиссинская война была одной из неудачных попыток западноевропейского государства колонизировать и поработить свободную страну. В дальнейшем, она стала причиной очередной попытки военного вторжения, более удачного, но все равно недолгого.
События незадолго до Второй мировой войны, связанные с интеграционной политикой Италии в Эф ...
Заключительная часть.
В настоящее время Россия переживает нелегкое время и в этих условиях Министерство Внутренних Дел России осуществляет поиск того, как путем наименьших финансовых и других материальных затрат оптимизировать процесс оперативно – служебной деятельности, повысить управляемость милиции, системы органов внутренних дел и внутренних войск в цело ...
Александр II: личность и стиль управления
Александр II вступил на престол 19 февраля 1855 г. в возрасте неполных 37 лет. В отличие от отца он был достаточно хорошо подготовлен к управлению государством. Его наставником, осуществлявшим общий надзор за воспитанием и образованием, был назначен поэт В.А. Жуковский. Стремившейся привить будущему императору уважение к закону, неприят ...