История » Киевская Русь в IX-XIII веках » Социальный строй.

Социальный строй.

Феодализм характеризуется полной собственностью феодала на землю, первичной формой которой является полюдье. Полюдье - институт прямого внеэкономического принуждения населения, в котором "в обнаженной форме выступают отно­шения господства и подчинения, равно как и начальная фаза превращения земли в феодальную собственность." Фео­дальные землевладения увеличились как за счет великокняжеских и княжеских пожалова­ний, так и за счет захвата пустующих земель и земель общинников. Зависимый крестьянин обрабатывает не только землю фео­дала, но и свой земельный участок, который он получает от феодала или феодального государства, и является

собственником орудий труда, жилища и т.д. В основном же развитие феодализма привело к тому, что только феода­лы - князья, бояре и церковь могли обладать правом собственности на землю. Они не плати­ли дани и имели другие привилегии. Таким об­разом, в Киевской Руси наряду с

классовым делением общества шел процесс формирования сословного строя, т.е. оформление юридически замкнутых групп среди населения. Вотчина.Основной ячейкой феодального хозяйства была вотчина. Она состояла из княжеской или бо­ярской усадьбы и зависимых от нее общин-вер­вей. В усадьбе находились двор и хоромы вла­дельца, закрома и амбары с запасами, жилища слуг и другие постройки. Различными отрасля­ми хозяйства ведали специальные управляющие - тиуны и ключники, во главе всей вотчиной администрации стоял огнищанин. Посадники в отличии от тысяцких и сотских, которые были вначале командирами дружины, а затем уже об­растали административными функциями, явились сразу же полномочными представителями кня­жеской власти на местах. Будучи представи­телями князей в том или ином месте, посадники выполняли функции самого князя. Они су­дили, собирали дань и различные пошлины, ве­дали другими делами. Посадники и во­лостели - управители сельскими волостями ­имели ближайших помощников в лице тиунов.

Формационный и цивилизационный подходы к истории
В середине XIX в. в рамках позитивизма возникло два подхода к истории – формационный и цивилизационный. Первый представляет собой взгляд на прошлое как на процесс единый (однолинейный), прогрессивный, идущий по определенным закономерностям и ступеням. Классическим его примером является марксистская теория формаций. С точки зрения К. Мар ...

Двоевластие пролог грядущей гражданской войны
Гражданская война – это, с одной стороны, «обычный» вооруженный конфликт, развивающийся по особым законам военного противоборства, где исход сражений зависит от количества солдат у воюющих сторон, их обеспеченности оружием, полководческого таланта военачальников и правильности выбора общей стратегической линии политическим руководством. ...

Формирование основных направлений внешней политики Московского государства при Иване III
Основные направления внешней политики России XVI века оформились еще при великом государе Московском князе Иване III: - балтийское (северо-западное), - литовское (западное), - крымское (южное), - казанское и ногайское (юго-восточное). Важнейшим итогом деятельности Ивана III стало достижение территориального единства русских земель. ...