Проповедь крестового похода. Поход бедноты.Страница 1
Автор «Истории, называемой Деяния бога через франков», аббат Гвиберт Ножанский так описывает развитие событий после Клермонского собора: «возгорелось усердие графов, и рыцарство стало подумывать о походе, когда отвага бедных воспламенилась»[3]. Причины такого оживления масс несложно определить. Урбан II созвал епископов и поручил им заняться проповедью похода у себя в епархиях, а также в провинциях. Кроме того, он сам целых 8 месяцев оставался во Франции, проповедуя в Лиможе, Анжере, на церковных соборах в Ниме и Туре. Проповедь среди феодалов велась епископами и аббатами, проповедь среди горожан и крестьян – в основном фанатично настроенными проповедниками-монахами. Последние активно использовали для доказательства божественного предопределения похода разного рода «чудеса»: кроваво-красные облака, плывшие с запада на восток, пятна на солнце, кометы, падавшие с неба грамоты. Наиболее популярными в народных массах были монах Робер д’Арбриссель и пикардийский отшельник Петр Пустынник, зимой 1095/96 г. проповедовавшие в Северо-Восточной Франции и в Лотарингии, а Петр также в прирейнских городах Германии. Петр Пустынник, или Петр Амьенский, пользовался такой любовью и почтением народа, что, как свидетельствует Гвиберт Ножанский, «многие выдергивали шерсть из его мула, чтобы хранить ее как реликвию»[4].
Причины, толкавшие европейцев на участие в крестовом походе, были различны. Самым важным был религиозный фактор. Однако нельзя упускать из виду, что при этом крупные феодалы и рыцарство преследовали и какие-то свои цели: одни стремились к расширению своих владений, как, например, Раймунд IV Тулузский, а также к реализации своих политических целей, как Боэмунд Тарентский, другие – к грабежу и обогащению в ходе войны на Востоке.
Летописи и хроники, описывающие приготовление к крестовому походу, дают нам картину земель Франции, Фландрии, Лотарингии, Германии, пришедших в движение. У Гвиберта Ножанского читаем: «всякий пускал в распродажу лучшую часть имущества за ничтожную цену…все дорого покупали и дешево продавали»[5]. Уже в марте 1096 г. первые крестьянские ополчения и незначительное число рыцарей выступили в поход.[6] Из стран Западной Европы эти крестьянские массы стекались дорогами вдоль Рейна и Дуная к Константинополю.
Наиболее крупные французские отряды возглавляли рыцарь Готье Неимущий (ок. 15 тыс.), Петр Пустынник (ок. 14 тыс.), рыцарь Фульхерий Орлеанский (ок. 6 тыс. крестьян). Почти 6 тыс. человек под предводительством священника Готшалька выступило из рейнских областей. Дисциплина в отрядах отсутствовала, все они действовали независимо один от другого.
Проходя через Венгрию, Болгарию, Грецию, отряды бедноты занимались грабежом местного населения, грабили церкви. Эти стычки намного уменьшили численность плохо вооруженного крестьянского ополчения: при переходе через Европу оно сократилось на 30 тыс. человек. В Руане, Кельне, Вормсе, Трире, Праге и прочих городах были произведены жестокие погромы евреев. Особенно выделился при этом граф Эмихо Лейнингенский.
В середине июля 1096 г., миновав Филиппополь и Адрианополь, первые отряды крестоносце начали прибывать в столицу Византии. 30 июля, или 1 августа, в Константинополь прибыл сам Петр Пустынник. Император Алексей Комнин снабдил крестоносцев некоторым количеством средств к существований, однако это не могло сгладить всех противоречий между латинянами и ромеями:[7] несколько домов, дворцов и даже церквей были разграблены и сожжены пришельцами с запада. Крестоносцы рвались в бой, и приблизительно через неделю после прибытия Петра Пустынника император начал переправлять их отряды в Малую Азию.
Константин Карлович Грот
Создание органов управления новой Самарской губернии при первом губернаторе шло очень медленно. Оренбургский и Самарский генерал-губернатор В.А. Перовский искал чиновника, которому мог бы поручить самарское губернаторство. Чиновник требовался опытный и, что самое главное, - честный. Такого человека нашел его брат, министр внутренних дел ...
Характерные черты торговли
Уже в XVI-XVII веках Россия обладает сильно развитой торговой сетью. В городах, посадах, селах, возле монастырей, на ярмарках ведут оживленную торговлю многие тысячи купцов и торговцев, идет интенсивный обмен товарами между отдельными районами страны, т. е. возникает всероссийский рынок.
В XVII веке в Москве торговое, купеческое сослов ...
Раздробленность Греции
Природа разделила Грецию на три части: Южную, Среднюю и Северную Грецию. Морские заливы отделяют Южную Грецию, или Пелопоннес, от Средней Греции. Только узкий перешеек связывает их друг с другом. Горные хребты разделяют Среднюю и Северную Грецию. Лишь на побережье между горами и морем расположен узкий Фермопильский проход. В древности п ...
