История » Первый крестовый поход » Проповедь крестового похода. Поход бедноты.

Проповедь крестового похода. Поход бедноты.
Страница 1

Автор «Истории, называемой Деяния бога через франков», аббат Гвиберт Ножанский так описывает развитие событий после Клермонского собора: «возгорелось усердие графов, и рыцарство стало подумывать о походе, когда отвага бедных воспламенилась»[3]. Причины такого оживления масс несложно определить. Урбан II созвал епископов и поручил им заняться проповедью похода у себя в епархиях, а также в провинциях. Кроме того, он сам целых 8 месяцев оставался во Франции, проповедуя в Лиможе, Анжере, на церковных соборах в Ниме и Туре. Проповедь среди феодалов велась епископами и аббатами, проповедь среди горожан и крестьян – в основном фанатично настроенными проповедниками-монахами. Последние активно использовали для доказательства божественного предопределения похода разного рода «чудеса»: кроваво-красные облака, плывшие с запада на восток, пятна на солнце, кометы, падавшие с неба грамоты. Наиболее популярными в народных массах были монах Робер д’Арбриссель и пикардийский отшельник Петр Пустынник, зимой 1095/96 г. проповедовавшие в Северо-Восточной Франции и в Лотарингии, а Петр также в прирейнских городах Германии. Петр Пустынник, или Петр Амьенский, пользовался такой любовью и почтением народа, что, как свидетельствует Гвиберт Ножанский, «многие выдергивали шерсть из его мула, чтобы хранить ее как реликвию»[4].

Причины, толкавшие европейцев на участие в крестовом походе, были различны. Самым важным был религиозный фактор. Однако нельзя упускать из виду, что при этом крупные феодалы и рыцарство преследовали и какие-то свои цели: одни стремились к расширению своих владений, как, например, Раймунд IV Тулузский, а также к реализации своих политических целей, как Боэмунд Тарентский, другие – к грабежу и обогащению в ходе войны на Востоке.

Летописи и хроники, описывающие приготовление к крестовому походу, дают нам картину земель Франции, Фландрии, Лотарингии, Германии, пришедших в движение. У Гвиберта Ножанского читаем: «всякий пускал в распродажу лучшую часть имущества за ничтожную цену…все дорого покупали и дешево продавали»[5]. Уже в марте 1096 г. первые крестьянские ополчения и незначительное число рыцарей выступили в поход.[6] Из стран Западной Европы эти крестьянские массы стекались дорогами вдоль Рейна и Дуная к Константинополю.

Наиболее крупные французские отряды возглавляли рыцарь Готье Неимущий (ок. 15 тыс.), Петр Пустынник (ок. 14 тыс.), рыцарь Фульхерий Орлеанский (ок. 6 тыс. крестьян). Почти 6 тыс. человек под предводительством священника Готшалька выступило из рейнских областей. Дисциплина в отрядах отсутствовала, все они действовали независимо один от другого.

Проходя через Венгрию, Болгарию, Грецию, отряды бедноты занимались грабежом местного населения, грабили церкви. Эти стычки намного уменьшили численность плохо вооруженного крестьянского ополчения: при переходе через Европу оно сократилось на 30 тыс. человек. В Руане, Кельне, Вормсе, Трире, Праге и прочих городах были произведены жестокие погромы евреев. Особенно выделился при этом граф Эмихо Лейнингенский.

В середине июля 1096 г., миновав Филиппополь и Адрианополь, первые отряды крестоносце начали прибывать в столицу Византии. 30 июля, или 1 августа, в Константинополь прибыл сам Петр Пустынник. Император Алексей Комнин снабдил крестоносцев некоторым количеством средств к существований, однако это не могло сгладить всех противоречий между латинянами и ромеями:[7] несколько домов, дворцов и даже церквей были разграблены и сожжены пришельцами с запада. Крестоносцы рвались в бой, и приблизительно через неделю после прибытия Петра Пустынника император начал переправлять их отряды в Малую Азию.

Страницы: 1 2

Региональные и международные аспекты политики турецкого правительства по отношению к курдскому меньшинству
В рассматриваемый период, 80-90-ые гг. – начало ХХI века, происходит "интернационализация" курдской проблемы, ввиду вовлечения в него третьих сил. Это в свою очередь, с одной стороны еще больше усложняет возможные пути ее разрешения, с другой, в силу ряда международных факторов вынуждает турецкую политическую элиту искать боле ...

Политическая обстановка в Украине накануне создания Украинской Центральной Рады
Победа Февральской революции и крах самодержавия в Российской империи обу­словили смену органов власти и управле­ния в Украине. О падении монархии и со­здании Временного правительства в Кие­ве было официально объявлено 1 марта 1917 года[1]. Губернаторы были устранены. Высшим должностным лицом в губернии стал комиссар Временного правител ...

О газете “Олонецкая неделя”
“Олонецкая неделя” - это еженедельная газета по вопросам политической, церковно-общественной и народной жизни. Ее стало издавать с апреля 1909 г. Карельское православное братство, а редактором стал священник Н.К. Чуков. Одной из целей этой газеты было содействовать оживлению и подъему среди населения губернии идей православия. На протяж ...