История » Государственный строй и право Руси в период политической раздробленности в XII–XIV вв. » Основные черты республиканского строя Великого Новгорода

Основные черты республиканского строя Великого Новгорода
Страница 2

Республиканская государственность в Новгороде не была застывшей, она развивалась, эволюционируя в сторону угасания роли вече и усиления значения боярского Совета, который подготавливал решения вече. Власть великого князя, в особенности с 1370-х гг., когда на эту должность стали избираться московские князья, жившие в своей «отчине» и лишь эпизодически наезжавшие в Новгород, стала номинальной.

В XV в. Новгород попытался окончательно высвободиться из-под влияния московских великих князей, но это ему не удалось. В 1456 г. под Ругой, а затем в 1471 г. в битве при Шелони Великий Новгород, имея огромное численное преимущество в военной силе, потерпел сокрушительное поражение от Москвы. Новгород пал, а великий князь московский Иван Васильевич III конфисковал земли у оппозиционных новгородских бояр и житьих людей, тяготевших к польско-литовскому государству и намеревавшихся, как считал Великий князь, вместе с предводительницей Марфою Борецкой, матерью посадника, «отпасть в латынство». Новгородские феодалы были выселены в пограничные земли Московской Руси, а на их землях Иван III, создавая себе опору на новгородской территории, «испоместил» около 2 тысяч служилых московских людей. Поход Ивана III на Новгород в 1478 г. поставил окончательную точку в этой борьбе. Новгородский вечевой колокол, символ вольности и республиканского строя, по звону которого собиралось вече, был вывезен в Москву и повешен на одной из кремлевских башен как обычный благовест. Ещё ранее, в 1462 г., Москве подчинился и Псков.

Однако, как считал А.И. Герцен, республиканская государственность Новгорода и Пскова была столь значительной и реально значимой демократической традицией России, что ещё в начале XVI в. не было ясно, какой из принципов возьмет верх: «князь или община, Москва или Новгород».

Страницы: 1 2 

Язычество на Руси. Религиозная реформа Владимира Святославича. Принятие Русью христианства: причины и значение
При Владимире Киевская держава обрела единство, вступив в полосу расцвета. Владимир - строитель державы и ее реформатор. Войны стали занимать меньшую часть. Он продолжал расширять границы. По мере территориального роста становилась все заметнее проблема духовного единства. Владимир отказывается от язычества и принимает христианство, свя ...

Материалы о культуре Кондопожского края в периодике Олонецкой губернии. Общая характеристика культуры Кондопожского края
В культуре местных крестьян переплетались как традиционные черты (православие), так и модернизационные (школа). О проникновение модернизационных тенденций говорит строительство школ и училищ в Кондопожской волости. О чем будет идти речь ниже. Как известно православное христианство в Петрозаводском уезде, а соответственно и в Кондопожск ...

Идейный раскол в обществе эмигрантов в годы Второй Мировой войны
К началу Второй мировой войны число российских эмигрантов в европейских странах значительно уменьшилось. Это объясняется многими причинами. Из-за не слишком благоприятных условий жизни эмигрантов срок их жизни заметно сократился, к началу 1940-х гг. уже многих не было в живых. Рождаемость среди русских людей за рубежом была достаточно н ...