История » Инквизиционный процесс в Средневековой Европе - положительный и отрицательный опыт становления западной цивилизации » Заключение

Заключение
Страница 1

Несмотря на существующее отрицательное представление и в целом негативную оценку итогов 600-летнего периода деятельности инквизиции необходимо отметить следующее. Сама продолжительность периода деятельности этого института говорит о его устойчивости и исторической необходимости. В условиях Средневековья ересь несла смертельную угрозу незыблемости системы «Церковь-Государство». Но в Средние века Церковь, как это показано выше, имела руководящую и направляющую роль в деле развития гражданских законов и образования гражданского общества. Рациональный подход к познанию себя и мироздания не основанный на твердых морально-нравственных устоях может привести к катастрофе (отчасти мы видим это в наши дни). Правильное понимание идеи непреложной справедливости, которая составляет суть римского права, также возможно только при правильном нравственном воспитании. Но на заре Европейской цивилизации массовое нравственное сознание еще пребывало в глубокой темноте и потребовались века, чтобы закрепить в этом сознании основы христианского мировоззрения. А до этого более или менее стабильное гражданское общество на большой территории вряд ли смогло бы существовать вне системы «Церковь-Государство».

В начальный период своего существования инквизиция выполнила возложенную на нее роль по сохранению пошатнувшейся централизованной духовной власти Св. Престола, пресечению разногласий между местной церковью и Римом и, главное, сохранила руководящее положение Церкви в государстве и обществе. Однако для выполнения своих задач инквизиция была облечена чрезмерной властью, и после уничтожения основной силы еретических движений эту власть с инквизиции так и не сняли. Все дальнейшие злоупотребления инквизиции берут начало отсюда.

В качестве отрицательных моментов сторон инквизиционного судопроизводства необходимо отметить следующее. Главное- это презумпция заведомой виновности обвиняемого, на которой основывался весь процесс инквизиционного судопроизводства. Это давало инквизитору полную власть творить произвол над любым человеком, попавшим хоть раз в поле зрения инквизиции. Во-вторых, отсутствие четкой квалификации преступлений и процессуальных положений и, следовательно, полнейшая свобода инквизиторов в истолковании и представлении суду материалов и фактов по делу, а также при вынесении окончательного приговора. В-третьих, полнейшая таинственность инквизиционного судебного процесса. Это развязывало инквизитору руки в выборе методов и средств ведения следствия и практически освобождало его от ответственности за свои действия. То же касалось работы со свидетелями и свидетельскими показаниями, которые легко можно было передергивать и менять как угодно инквизитору. И, конечно, такая таинственность лишала обвиняемого любой возможности защиты. И, наконец, серьезную опасность представляло отсутствие сколь-нибудь эффективной системы надзора за деятельностью Святых трибуналов, что неизбежно порождало чудовищные злоупотребления со стороны инквизиции.

Выполнив свою основную задачу и не ограниченная своевременно в своих полномочиях, инквизиция превратилась в чудовищного монстра. Она опозорила религию, породив болезненное возбуждение общества против любых отступлений от догмата Церкви. Она дала неограниченную власть и возможности беспринципным и алчным негодяям безнаказанно утолять свое честолюбие и жадность. Она извратила понятие правосудия, вины и справедливости, ибо зачастую ее жертвами становились весьма достойные люди. Но она дала нам всем, ныне живущим, необходимый урок. В стремлении к немедленному избавлению общества от современных бед и зол нельзя бездумного разрушать существующее социальное здание. Полезно оглянуться назад, чтобы не повторить чудовищных ошибок предков и оценить по - достоинству уже имеющийся прогресс в деле построения правового государства и общества.

[1] История древнего мира. Упадок древних обществ. С 239-264.

Страницы: 1 2

Начало организации второго ополчения
Пожарский прибыл в Нижний Новгород 28 октября 1611 года и сразу же вместе с Мининым начал организацию ополчения. В нижегородском гарнизоне всех воинов было порядка 750 человек. Тогда пригласили из Арзамаса служилых людей из смолян, которые были изгнаны из Смоленска после занятия его поляками. В аналогичном положении оказались вязьмичи и ...

Клермонский собор. Призыв к крестовому походу.
В ноябре 1095 г. Римский папа Урбан II перешел через Альпы, чтобы созвать церковный собор во французском городе Клермоне. Однако самому собору предшествовало несколько важных событий. Папа посетил многие клюнийские аббатства на юге Франции. Клюнийцы, обладающие опытом проповеди священных войн и паломничеств, могли предоставить Урбану I ...

Культура в римский период
Состав населения становится разнородным. Наряду с греками, появляется больше тавров и скифов, что явствует из надгробий. Из «Житий херсонских епископов» известно о проживании иудеев в Херсонесе. Некрополь даёт понятие о расслоении населения: как и прежде, погребения более состоятельных граждан изобилуют драгоценностями и инвентарём: по ...