История » Культурная жизнь в Украине во второй половине 40-х - начале 50-х гг. » Культурная жизнь в Украине во второй половине 40-х - начале 50-х гг

Культурная жизнь в Украине во второй половине 40-х - начале 50-х гг

Развитие науки и культуры е послевоенные годы было составной частью процесса послевоенного восстановлений Украины. В годы войны почти 33 тыс. школ, техникумов, вузов были разрушены, не хватало оборудова­ния, учебников. Школы отстраивали собственными силами, потому что основ­ные средства государство выделяло на восстановление промышленности.

• В первой половине 50-х гг. было построено 1300 новых шкоп.

• В 1953 г. осуществлен переход к семилетнему обязательному образо­ванию.

• Возобновлена работа Киевского, Харьковского, Одесского университе­тов, был открыт университет в Ужгороде.

• В 1948 г. возобновила свою деятельность АН УССР.

• Значительным достижением украинских ученых была разработка и создание первой в СССР универсальной электронной быстродействующей вычислительной машины.

• Институтом электросварки (с 1945 г. - им. Е.А. Патона) были разработа­ны новые образцы автосварочной и электронной аппаратуры, нашедшие широкое применение в производстве.

• В трудных условиях послевоенного периода появились произведения, которые получили признание читателей. В их числе стихотворения П. Тычины «Шевченко и Чернышевский». М. Рыльского «Розы и виноград». В. Сосюры «Отчизна», проза М. Стельмаха «Большая родня», «Кровь людская - не води­ца», оригинальный жанр - «Улыбки» О. Вишни.

• Высокое искусство демонстрировали мастера сцены Б. Гмыря, Н. Ужвий М. Романов. Плодотворно работали Киевская, Одесская, Ялтинская киностудии!Фильмы украинских авторов «Сельская учительница». «Педагогическая поэма» получили всесоюзное признание.

Вместе с тем, в развитии науки и культуры накапливались негативные явления.

· Крайне отрицательно сказались на развитии науки некомпетентное руководство, обвинение в «низкопоклонстве перед Западом».

· В августе 1948 г. проходила сессия ВАСХНИЛ, на которой победу одержала антинаучная концепция наследственности и видообразования, выдвину­тая Т.Д. Лысенко и названная им «мичуринским учением». Жертвами влысенковщины» в Украине стало немало известных ученых-генетиков, среди которых - И.М. Поляков, Л.И. Делоне. СМ. Гершенэон.

· Стремление украинской интеллигенции к либерализации духовной жиз­ни общества в послевоенный период вызвало негативное отношение со сторо­ны советского руководства. И.Сталин поручил восстановить идеологическую чистоту общества своему ближайшему помощнику А. Жданову. Основными методами «восстановления» стали истеричные поиски идеологических отклонений, в среде творческой интеллигенции, поощрение доносчиков, поиск врагов, якобы маскирующихся под честных советских граждан. В качестве альтернативы западной культуре Жданов насаждал «воспевание» русской культуры на основе принижения культур других народов СССР.

Началось откровенное преследование М. Рыльского (за поэтические произ­ведения «Путешествие в молодость». «Киевские октавы» и др.), Ю. Яновского (за роман «Живая вода»), И. Синченко (за повесть «Его поколение»). Украин­ских писателей обвиняли в том. что они якобы своими произведениями «вноси­ли в литературу украинского народа националистическую отраву». Оперу Данькевича «Богдан Хмельницкий» критиковали за то, что русским в ней отведено недостаточно заметное место. Идеологические репрессии обрушились на жур­налы «Перець», «Витчизна».

· В конце 1948 г. на Украине разворачивается борьба с так называемыми «космополитами»,. направленная против литературных и театральных крити­ков, деятелей литературы, искусства, науки.

Космополитизм - идеология т. н. «мирового гражданства». Представи­тели космополитизма считают себя, прежде всего, гражданами всей Земли, а не какой-либо отдельной страны. В СССР при сталинском режи­ме ярлык «космополитов» навешивали представителям интеллигенции, обвиняя их в антипатриотизме и а низкопоклонстве перед Западом».

· Апогеем о закручивай и я идеологических гаек» стала реакция на публикацию стихотворения В. Сосюоы «Любите Украину». Автора обвинили в национализме, так как он воспевал не советскую, а «вечную Украину».

Украинская литература и искусство не могли свободно развиваться в русле сталинских догматов. Но, несмотря на политическую конъ­юнктуру, многим украинским художникам удалось сохранить верность и любовь к культуре своего народа.

Основные этапы, направления и особенности социально-экономического развития Советского государства
В социально-экономическом развитии страны можно выделить следующие этапы: 1) Конец 1917 - середина 1918 гг. Это был период осуществления переходных мер к социалистической собственности и производству в условиях многоукладной экономики. Была проведена социализация земли, национализация транспорта и банковской системы, началась национали ...

 Брестский мир.
25 октября 1917г. власть в Петрограде перешла в руки большевиков, которые выступали под лозунгом: "Мир без аннексий и контрибуций!". Заключить такой мир они и предложили всем воюющим державам в первом же декрете новой власти - Декрете о мире. С середины ноября по предложению советского правительства на русско-германском фронте ...

Отражение в религии неравенства среди греков
Греки верили, что Зевс и другие главные боги живут на самой высокой горе Греции — Олимпе. Их называли олимпийскими богами. Жизнь богов на Олимпе греки представляли себе похожей на жизнь знатных людей. Боги живут во дворцах, носят нарядные одежды, часто пируют. Как знатные люди управляют племенами, так «олимпийцы» во главе с Зевсом упра ...