История » Культурная жизнь в Украине во второй половине 40-х - начале 50-х гг. » Культурная жизнь в Украине во второй половине 40-х - начале 50-х гг

Культурная жизнь в Украине во второй половине 40-х - начале 50-х гг

Развитие науки и культуры е послевоенные годы было составной частью процесса послевоенного восстановлений Украины. В годы войны почти 33 тыс. школ, техникумов, вузов были разрушены, не хватало оборудова­ния, учебников. Школы отстраивали собственными силами, потому что основ­ные средства государство выделяло на восстановление промышленности.

• В первой половине 50-х гг. было построено 1300 новых шкоп.

• В 1953 г. осуществлен переход к семилетнему обязательному образо­ванию.

• Возобновлена работа Киевского, Харьковского, Одесского университе­тов, был открыт университет в Ужгороде.

• В 1948 г. возобновила свою деятельность АН УССР.

• Значительным достижением украинских ученых была разработка и создание первой в СССР универсальной электронной быстродействующей вычислительной машины.

• Институтом электросварки (с 1945 г. - им. Е.А. Патона) были разработа­ны новые образцы автосварочной и электронной аппаратуры, нашедшие широкое применение в производстве.

• В трудных условиях послевоенного периода появились произведения, которые получили признание читателей. В их числе стихотворения П. Тычины «Шевченко и Чернышевский». М. Рыльского «Розы и виноград». В. Сосюры «Отчизна», проза М. Стельмаха «Большая родня», «Кровь людская - не води­ца», оригинальный жанр - «Улыбки» О. Вишни.

• Высокое искусство демонстрировали мастера сцены Б. Гмыря, Н. Ужвий М. Романов. Плодотворно работали Киевская, Одесская, Ялтинская киностудии!Фильмы украинских авторов «Сельская учительница». «Педагогическая поэма» получили всесоюзное признание.

Вместе с тем, в развитии науки и культуры накапливались негативные явления.

· Крайне отрицательно сказались на развитии науки некомпетентное руководство, обвинение в «низкопоклонстве перед Западом».

· В августе 1948 г. проходила сессия ВАСХНИЛ, на которой победу одержала антинаучная концепция наследственности и видообразования, выдвину­тая Т.Д. Лысенко и названная им «мичуринским учением». Жертвами влысенковщины» в Украине стало немало известных ученых-генетиков, среди которых - И.М. Поляков, Л.И. Делоне. СМ. Гершенэон.

· Стремление украинской интеллигенции к либерализации духовной жиз­ни общества в послевоенный период вызвало негативное отношение со сторо­ны советского руководства. И.Сталин поручил восстановить идеологическую чистоту общества своему ближайшему помощнику А. Жданову. Основными методами «восстановления» стали истеричные поиски идеологических отклонений, в среде творческой интеллигенции, поощрение доносчиков, поиск врагов, якобы маскирующихся под честных советских граждан. В качестве альтернативы западной культуре Жданов насаждал «воспевание» русской культуры на основе принижения культур других народов СССР.

Началось откровенное преследование М. Рыльского (за поэтические произ­ведения «Путешествие в молодость». «Киевские октавы» и др.), Ю. Яновского (за роман «Живая вода»), И. Синченко (за повесть «Его поколение»). Украин­ских писателей обвиняли в том. что они якобы своими произведениями «вноси­ли в литературу украинского народа националистическую отраву». Оперу Данькевича «Богдан Хмельницкий» критиковали за то, что русским в ней отведено недостаточно заметное место. Идеологические репрессии обрушились на жур­налы «Перець», «Витчизна».

· В конце 1948 г. на Украине разворачивается борьба с так называемыми «космополитами»,. направленная против литературных и театральных крити­ков, деятелей литературы, искусства, науки.

Космополитизм - идеология т. н. «мирового гражданства». Представи­тели космополитизма считают себя, прежде всего, гражданами всей Земли, а не какой-либо отдельной страны. В СССР при сталинском режи­ме ярлык «космополитов» навешивали представителям интеллигенции, обвиняя их в антипатриотизме и а низкопоклонстве перед Западом».

· Апогеем о закручивай и я идеологических гаек» стала реакция на публикацию стихотворения В. Сосюоы «Любите Украину». Автора обвинили в национализме, так как он воспевал не советскую, а «вечную Украину».

Украинская литература и искусство не могли свободно развиваться в русле сталинских догматов. Но, несмотря на политическую конъ­юнктуру, многим украинским художникам удалось сохранить верность и любовь к культуре своего народа.